Вместо послесловия. Специалисты о специалистах
В предыдущих разделах основное внимание было сосредоточено на опыте семьи, важности психосоциальной помощи и различных формах этой помощи. В этом же, последнем, разделе речь пойдет о специалистах - о тех, от кого так много зависит в жизни семьи особенного ребенка, кому именно следует понимать этот опыт семьи и создавать, развивать и воплощать все те формы психосоциальной помощи, о которых говорилось выше.
«Каждая семья имеет свою историю, а соответственно каждый специалист может стать исторической фигурой в истории каждой семьи... ».
Работа с детьми и семьями, в которых они воспитываются - это особая работа. Она имеет свои трудности и свои радости, свои испытания и свои награды. И работать на этом поприще по модели семейно центрированого подхода, о котором до сих пор шла речь, не просто. Это требует и особенного внимания к подбору специалистов, созданию дисциплинарной команды и дополнительного обучения, подготовки и сопровождения в процессе труда. Именно специалисты являются главными фигурами в реализации такого подхода. Этот подход невозможно воплотить одним приказом директора, для его реализации нужны люди - профессионалы и цельные личности, которые имеют надлежащую подготовку и человеческие качества, и также нужна команда. Поэтому остановимся последовательно на этих аспектах.
Важность отбора специалистов
Создание команды, которая в своей работе может воплощать принципы семейно центрированного подхода, начинается с подбора кадров. Этот вопрос чрезвычайно важен, так как не все специалисты могут работать в надлежащий способ в этой сфере, ведь здесь важную роль играют и человеческие, личностные характеристики, и профессиональная подготовка, этические ценности, мотивация, с которой приходит человек на работу в области социальных услуг. И, конечно, принять человека на работу значительно проще, чем потом освободить, так момент отбора и приема на работу является ключевым.
Основным этапом процесса конкурса является собеседование кандидатов с несколькими опытными работниками. В собеседовании, прежде всего, нужно увидеть человека, его человеческие качества, его отношение к неполноценным людям, способ восприятия их и своей возможной роли как специалиста. Важную роль играет также оценка мотивации, с которой человек идет на работу, его профессиональные качества, опыт. Мы понимаем, что «хороший парень - это не профессия», а потому опыт, образование, профессионализм являются важными критериями в принятии решения. Мы также осознаем, что гораздо легче помочь научиться надлежащему человеку, который не имеет достаточного опыта, но имеет соответствующие психологические качества, а также открытость, желание и готовность учиться, чем изменить личность и модель труда личности, которая, возможно, имеет больший опыт или лучшую образование, но имеет «не тот подход к делу». На приеме на работу работник должен пройти еще три месяца испытательного срока - и только тогда принимается окончательное решение.
Психологические качества работников
Когда принимают на работу в эту сферу услуг, то обращают внимание не только на профессионализм специалиста, но и на его психологические качества.
Среди них - прежде всего личностная зрелость, способность к эмпатии, доброжелательность, искренность. Личностная зрелость крайне важна, она предполагает отсутствие выраженных невротических мотиваций, достаточное понимание самого себя. Это умаляет риск, что при помощи другим специалист не будет руководствоваться собственными невротическими потребностями, например, быть нужным, оцененным, выдающимся и тому подобное. Зрелая личность способна с эмпатией чувствовать других людей, одновременно сохраняя дистанцию и удерживая себя в пределах профессиональной роли. Это также очень важно, поскольку позволяет специалисту быть рядом с людьми, которые переживают эмоциональные трудности, но и сохранять внутреннее равновесие, "не выгорать». Личностная зрелость предполагает и умение адекватно решать конфликтные ситуации, быть прямым в общении, если нужно, смелым в отстаивании правды. Доброжелательность, искренность - это те черты, которые являются определяющими в формировании доверия - и родителей, и других специалистов членов команды. Особенно стоит отметить такую черту, как покорность - в смысле отсутствия нарциссизма, нездоровой гордости, стремления к возвышению. Покорность важна, чтобы построить равноправные отношения с родителями, она позволяет специалистам отказаться от доминантной позиции в отношении родителей. Покорность нужна и для работы в команде - ведь в команде речь идет не о том, кто лучше; в команде все болеют за общее дело без стремления возвыситься или «показать себя», «засветиться».
«Мы учимся покорности на благо детей... ».
В хорошей команде мы действительно не играем в гонки, мы не думаем о собственном «я», мы работаем на благо, и мы работаем на то, чтобы уменьшить наше «эго», чтобы оно не мешало нашей работе...
Другой важной психологической чертой специалистов должно быть умение строить отношения, умение общаться, терпение к людям, сострадание, понимание людей. Это также особенно ценное умение, оно должно быть базовым, потому что только тренингами его не разовьешь - это результат всей предыдущей жизни специалиста, его жизненного пути. А умение общаться и строить зрелые отношения - ключевые в работе с семьями.
Еще одной важной особенностью является креативность, то есть способность к творчеству, к развитию, готовности к неизвестному, к познанию, к тому, чтобы смотреть на мир с разных позиций, чтобы пытаться понять опыт других людей, таких разных людей...
И напоследок, еще одна психологическая черта - тихий энтузиазм. Речь идет о присутствии у специалиста любви к жизни, к своему труду, к людям, его жизнеутверждающая позиция, его вера в то, что с любовью, творчеством, взаимной поддержкой человек способен преодолевать любые жизненные испытания...
Этические ценности специалистов
Очень важным фактором является этические ценности специалистов, их жизненная философия, ведь «в этой работе мы не можем слукавить». Если мы сами не живем этими ценностями и этой философией, мы не можем помочь другим их открыть, мы вообще не сможем с другими говорить о них. В разделе о социальных ценностях речь шла о том, насколько взаимосвязаны этические ценности, концепция счастья, достоинство человека и восприятие неполноценной личности. Специалисты не смогут сопровождать семьи в открытии красоты и дара их ребенка, в создании новой философии жизни, если они сами этого не видят, в это не верят. Поэтому каждая семейно центрированная программа должна иметь четкий этический кодекс, в котором задекларированы признание достоинства и ценности жизни каждого человека, какой бы ни была его неполноценность.
«Мы верим в стоимость и ценность жизни каждого ребенка, какой бы ни была его неполноценность, в его неотъемлемое право быть любимым и уважаемым как личность, его потребность любить в ответ, развивать и реализовывать свои способности и таланты».
Специалист является частью общества, а значит, и носителем тех общественных ценностей, о которых говорилось в соответствующем разделе - и даже, если он не все из них разделяет, то, по крайней мере, находится под их влиянием. Поэтому столкновение с реальными детьми и опытом семей позволяет специалисту переосмыслить распространенные общественные мнения, стереотипы и сформировать, сформулировать свою систему ценностей, парадигму восприятия человека и его достоинства. В этом процессе специалист требует сопровождения и поддержки. Такое переосмысление ценностей ведущего специалиста к новой позиции - «адвоката» инвалида, человека, который готов противодействовать негативным стереотипам, делать важную работу по реабилитации общества.
«Эта работа заставляет остановиться и задуматься... Кто из специалистов не может остановиться и задуматься - тот не выдерживает такой работы: истощается и физически и эмоционально. Кто задумывается - растет и обогащается... ».
Таким образом, этические ценности и соответствующий способ восприятия детей с неполноценностью - это фундамент, на котором строятся семейно центрированные программы. Поэтому на ценностях, мировоззрении, жизненной философии важно сосредоточить особое внимание и на подборе кадров, и в формировании и сопровождении команды специалистов.
МОТИВАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
В подборе и сопровождении специалистов важна также их мотивация к труду. Без стремления помочь детям с особыми потребностями и семьям, в которых они растут, справиться с трудностями, реализовать свои способности, стать полноправными членами общества, прожить достойную жизнь - трудно предоставить возможность производительного труда, развития партнерства с родителями и с коллегами в команде. Когда в мотивационной сфере преобладает желание финансового вознаграждения или нарциссическая потребность в «успехе», «героизме» (которые будет проявляться со временем в амбициях собственной важности или же необходимости «спасать» других, чтобы почувствовать собственную значимость) - это может стать серьезным препятствием к эффективной реализации специалистами своей роли в сопровождении семьи и работе в команде.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)