Помощь в преодолении стресса
Исследования показывают высокий уровень стресса у родителей (особенно матерей) детей с неполноценностью. Поэтому создание «антистрессовой» программы, умение заботиться о себе, восстанавливать свои силы - очень важная задача для родителей, ведь их дорога - это не спринтерская дистанция, а многолетний марафон, сил нужно много и надолго.
Необходимо напомнить родителям о принципе сохранения энергии: чтобы отдавать ее, надо ее откуда то брать. И родителям, так же, как аккумуляторным батареям мобильного телефона, надо регулярно «подзаряжаться». Другой метафорой является история одной матери, которая рассказала нам, как однажды на базаре продавец грузин предложил ему связку бананов: «Это для вас, но прошу, именно для вас, не для ребенка (женщина везла на коляске сына инвалида). К удивлению женщины, почему именно ей, а не ребенку, мужчина ответил: «Для вашего ребенка важнее, чтобы вы были здоровы, нужна сильная мама, так что это именно для вас».
На проблеме стресса важно сосредоточить серьезное внимание, не только учитывая его очевидную вредность психическому и физическому здоровью родителей, но и ввиду того, что в стрессовом состоянии родители часто не могут последовательно реализовывать реабилитационную программу ребенка, а иногда и вообще должным образом воспитывать ребенка. В нашем центре мы всегда подчеркиваем, что для того, чтобы помочь ребенку, родители должны, прежде всего, научиться заботиться о себе, восстанавливать собственную энергию, иметь надлежащие ресурсы поддержки. Специалисты, которые работают с родителями, должны владеть современными знаниями о методах преодоления стресса и практическими аспектами консультирования в этой сфере. Порой стоит полушутя даже угрожать родителям остановить дальнейший процесс реабилитации ребенка, пока они не позаботятся о себе и не подготовят нам «список» мер по преодолению стресса (с шутками, конечно, надо быть очень осторожными). Конечно, эта сфера не такая простая: некоторые источники стресса ликвидировать невозможно, некоторые семьи реально живут в очень нелегких социальных, материально бытовых условиях, при определенных формах инвалидности потребность ребенка в уходе и заботе очень велика. Поэтому во многих случаях важно не просто учить родителей «снимать стресс», но и понимать, что реально ребенок нуждается в саде и школе, инвалидной коляске, программе транспортных перевозок, чтобы родители не должны были возить его ежедневно в переполненном общественном транспорте и тому подобное. На социальном уровне так же важно изменение политики государства: повышение уровня финансовой помощи, развития специализированной сети расположенных в обществе образовательных, реабилитационных программ и др. Поэтому программа «Без стресса» является связанной с рядом других социальных и реабилитационных вмешательств. Ниже предлагаем - как возможные - идеи некоторых стратегий помощи родителям в поиске способов преодоления / уменьшения стресса
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)