Сопровождение в развитии «новой философии жизни».
Следствием личностного роста становится и некоторое переосмысление ценностей и собственной жизненной философии. Опыт сопровождения родителей показывает, что именно положительная система ценностей и философия восприятия своей жизненной ситуации свойственны семьям, которые смогли, несмотря на все трудности, связанные с отсталостью ребенка, найти в жизни и в своей семье счастье, самореализацию, творчество, любовь. Задача сопровождения не навязать эту философию, а помочь открыть для каждой семьи такую систему ценностей и ориентиров, которая поддержит ее, станет ее маршрутом, ее ресурсом в жизненном путешествии. И здесь надо быть очень деликатным, ибо каждый человек имеет свою систему ценностей, и порой ценности разных людей прямо противоположные. Итак, предложение некой «жизненной философии» могут порой совершенно не воспринимать, отвергать, не понять, воспринимать как «пафосные заявления». Этот вопрос требует особой деликатности и, конечно, его можно касаться на более поздних этапах сопровождения, когда есть доверие и открытость к более глубокому общению. Ниже приводим краткий вариант некоторых «отрывков» из возможных философий жизни, которые открыли родители детей с неполноценностью в контексте своей жизни:
- Ценить в жизни то, что имеешь, жить здесь и сейчас, видеть красоту, быть благодарным, фокусироваться на положительном... «Можно не быть здоровым, но не в том счастье, счастье - в любви, творчестве, дружбе... а этого не может отобрать ни одна неполноценность». Несмотря на все, жизнь - прекрасна...
- Самая большая радость в жизни - радость любви, отношений, дружбы, семьи, семьи, взаимной поддержки. Опыт жизни с отсталостью можно особым образом приоткрыть, найти эту радость...
- Умение отпускать утраченное, умение видеть возможное... Не убиваться за тем, чего нет. Есть понятие судьбы, то, чего мы
не в силах изменить, а сосредоточиться на том, что мы можем изменить, вложить в это душу, развивать, создавать жизнь. Мы не выбираем судьбы, но жизнь мы творим... Стать создателями, соавторами своей жизни, своей истории...
- «Не было бы счастья, да несчастье помогло» - из-за опыта столкновения с трудностями мы можем научиться чему-то очень важному, открыть для себя в чем действительно счастье, в чем действительно жизнь. «Мы не можем знать, почему это произошло именно с нами, но мы можем просто принять это как испытание, возможность научиться чему-то действительно важному и попытаться превратить этот опыт в историю любви, добра, творчества... ».
- «Трудности могут закалить нас, страдания очистить, внутренне трансформировать». «Кто испытал страдания, то получает возможность сделать переоценку ценностей. Путь из глубины может вести только наверх, без глубины высота не воспринимается. Один художник, который потерял зрение во взрослом возрасте, сказал впоследствии: «Я начал видеть только после того, как ослеп». Страдания - как печь, в которой горит пламя. Кусок металла может в нем сгореть, а может стать высококачественной сталью».
- «У каждого в жизни свои трудности, свои испытания, неполноценность - лишь одна из них. И в наших жизненных дорогах, возможно, самое важное протянуть друг другу руку поддержки и помощи - возможно, в том и смысл испытаний: они могут сблизить, объединить нас, помочь каждому из нас открыть в себе внутренние источники мудрости и любви, и таким способом сделать нас в более полной мере людьми, а наше общество и все человечество более гуманным... ».
- «Человека делает человеком не интеллект (мы знаем, сколько было в истории человечества интеллектуальных нелюдей), не социальный статус, не достижения... Человека делает человеком его способность любить, творить добро. А в том смысле, возможно, и каждый инвалид имеет свою важную миссию, которая призвана рассказать всем нам из-за своей истории что-то важное - напомнить всем нам о том основном, что есть в каждом из нас - сердце с его способностью к любви, творчеству, единению... ».
Положительная жизненная философия, которую отмечает многие исследователи - один из факторов, способствующих адаптации семьи к инвалидности ребенка: «Способность родителей придать смысл жизни с отсталостью увеличивает способность семьи справляться и преодолевать трудности, связанные с отсталостью ребенка». Эта цитата пересекается с известным высказыванием Карла Густава Юнга:
«Человек может выдержать все, при условии, что он сможет представить в этом смысл».
Понятно, что не все родители приходят к открытию таких ценностей, не всегда «страдания облагораживает человека», довольно часто бывает наоборот. Но в концепции сопровождения очень важно не придерживаться позиции осуждения о том, хороша или плоха, правильная или нет в этой отдельной семьи философия жизни. Мы осознаем, что каждый из нас имеет свой путь.
- «Нет плохих родителей, есть просто родители, которые испытывают трудности, и не имеют поддержки, помощи». И в работе с родителями, которые обижены, злы, конфликтны, которые не исповедуют такой «позитивной» философии жизни, специалисту важно сопровождать их на том этапе дороги, на котором они находятся с осознанием, не осуждением и поддержкой. Если они пришли за помощью ребенку, это уже означает, что они пытаются быть хорошими родителями и заботиться о своем ребенке, поэтому важно поддержать их и сопровождать в решении вопросов, которые для семьи особенно актуальны, а не навязывать изменения жизненной философии. Важно также понимать, что изменение философии является следствием определенного опыта, как правило, длительного, глубокого. Поэтому задача семейно централизованных программ - дать возможность родителям постепенно получить и интегрировать этот опыт - а это происходит в определенной среде, в определенной психологической атмосфере, в контексте человеческих отношений, общении, в течение определенного времени - философию невозможно интегрировать, просто прочитав с листа. Поэтому очень важно, чтобы семейно центрированные программы обеспечивали такую соответствующую среду, такую атмосферу, такую возможность.
Помочь родителям выработать новую философию жизни может также использование историй, терапевтических метафор, «библиотерапии». Особенно ценны истории других родителей - они дают родителям возможность идентифицировать себя, свои чувства в историях других людей, а соответственно увидеть в них, как в зеркале, себя, свой опыт, лучше понять его и соответственно выявить пути выхода из тупика. То же можно сказать и о других формах терапевтических метафор - притчи, сказки, высказывания, сравнения. Метафоры - это язык сопровождения, они позволяют точно, образно дать название состояниям души, семьи, этапам дороги, они помогают осмыслить, интегрировать собственный опыт, открыть мудрость дороги простым, образным способом. Поэтому специалист, осуществляющий сопровождение, должен стать своеобразным «рассказчиком историй», он должен хорошо владеть техникой применения терапевтических метафор, а также иметь свой арсенал притч, сравнений, выражений; библиотеку книг, фильмов, которые можно в подходящий момент дать родителям. Специалисту надо также помнить, что метафоры и сопровождение нужны всей семье, и самому отсталому ребенку и его братьям / сестрам. В этом аспекте особенно ценными могут быть терапевтические сказки на тему инвалидности
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)