Модель семейно центрированного труда
Модель семейно центрированного труда предусматривает очень простую истину: «Важнейшие лекарства для каждого ребенка - это любовь и вера в него его родителей». Или, как говорит голландский детский психиатр, доктор Ян Ван дер Дус «инвалид в жизни может быть таким же счастливым и такой же несчастный, как и каждый человек» - и видимо то, что делает его счастливым или несчастным, есть такое же общечеловеческое. Иметь счастливую семью, близкие отношения, познать радость любви - это, безусловно, один из главных источников счастья. Другие источники счастья - такие, как радость самореализации, творческого труда, дружбы, чувство красоты жизни, духовности также часто связаны с опытом, полученным в семье и в частности в детстве. Поэтому, понимая, что неполноценность ребенка - это большое испытание прежде всего для самого ребенка, мы осознаем важность, чтобы ребенок развивался полноценно как личность, а потому воспитывался в мудрой, счастливой семье - ведь действительно любовь и вера родителей в своего ребенка является сильнейшим защитным фактором всех столкновений с собственными ограничениями, отторжением и другими жизненными испытаниями. Любовь и вера родителей, сила их личности, их жизненная мудрость формируют и личность самого ребенка, его жизненную позицию. Поэтому семейно центрированные программы должны создавать возможности, которые способствуют росту семьи - в любви, понимании, единстве и т.д. и личностному росту родителей и детей. Мы можем сказать, что опыт столкновения с трудностями, связанными с отсталостью, потерями, ограничениями, отторжением мы пробуем сознательно превратить в катализатор процессов роста семьи и каждого его отдельного члена. Кроме того, многие услуги семейно централизованных программ просто поддерживают «нормальные» процессы, необходимые для здорового функционирования любой семьи. Например, при проведении семинаров для супружеских пар - родителей детей – необходимо говорить о процессах общения в семье, распределение ролей, вещи, которые важны для любой семьи. Или сопровождение родителей в воспитании детей - консультации по вопросам общения, дисциплины, соперничества между братьями и сестрами - это те же проблемы, которые существуют в «обычных» семьях. Поэтому в целом можно подытожить, что философия сопровождения семей, где есть ребенок - содержит общий компонент укрепления семьи, улучшения отношений, поддержания личностного роста каждого его члена. Это своеобразная философия развития, ориентации на расширение и укрепление внутренних и внешних ресурсов семьи, философия самоактуализации и роста. И это объединяет работу с семьями людей с работой с другими категориями семей в кризисе - теми, что пережили потерю, психическую травму - в условиях испытаний мы, возможно, острее ощущаем потребность дополнительных сил и ресурсов, а потому мобилизуем к росту и раскрытию и внутренние, и внешние источники силы, радости, счастье - личностные и духовные, семейные и социальные. Это философия кризисов: в китайском языке иероглиф, обозначающий кризис, имеет два значения - препятствие и шанс / возможность. Каждое испытание может или стать возможностью к росту, трамплином к более полной, содержательной жизни, своеобразным переходом на «высший» виток спирали развития, или же становится препятствием, возвращает вниз, ведет к распаду - и личностному и семейному. Соответственно и философия и образ жизни специалистов лично и команды в целом должны отражать эту веру в человека, в его способность к развитию и самоактуализации, веру в силу любви, глубоких человеческих отношений... Трудно предоставить себе возможность сопровождения других людей в личностном развитии, если мы не развиваемся сами; направление других к источникам силы, жизни, если сами из тех источники не черпаем; укрепление чужих семей, если собственную игнорировать; давать другим советы, как воспитывать детей, если на своих нет времени...
«В нашей работе нельзя слукавить - то, как мы работаем, должно соответствовать тому, как мы живем...».
В ориентации на развитие, на «новую философию жизни» важно не перейти границы реализма и толерантности - ведь каждая семья и каждый человек развивается согласно своей истории, своими культурными, национальными, религиозными убеждениями, своим личным выбором, своим темпом. Мы не можем ни навязывать семье чужих для нее ценностей, ни «обращать» ее в некую философию жизни. Мы можем предлагать семье помощь, поддержку, определенные взгляды и «философию», но мы должны понимать, что не каждая семья открыта для такой помощи и готова ее принять. И есть семьи, и есть родители, которым реально можно очень мало помочь именно в укреплении отношений, личностного роста и тому подобное. Вспомним, что испытание может стать катализатором и негативных процессов, углубляя в семье или личности родителей проблемы - а потому отдельные семьи распадутся, в некоторых родителей их психологические проблемы усугубятся. И не все люди и семьи, имеющие проблемы, их осознают и открытые принять внешнюю помощь. Поэтому специалистам часто приходится только сочувственно быть рядом с родителями и ребенком, ожидая момента, когда семья будет готова принять помощь. В некоторых случаях, когда в семье или кто-то из родителей выраженно угнетают (например, ребенка обижают, запускают) и невозможно изменить ситуацию, специалисты могут встать на сторону ребенка вплоть до поиска социальной защиты ребенка от «семейных» обидчиков, лишая их родительских прав.
Понятие сопровождения семьи связано с концепцией времени, умением ждать, философией малых шагов. Помогая семьям расти, преодолевать определенные этапы все должны понимать, что для этого нужно время, причем разным семьям, и, в конце концов, каждому человеку в одной конкретной семье может потребоваться разный промежуток времени. Поэтому умение ждать, искусственно ускорять рост, терпеливо взращивать процессы роста, идти маленькими шагами вперед, хорошо чувствовать этапы процесса - на задачи именно сейчас нужно время, а какие могут подождать - это очень важные аспекты сопровождения. Специалисты в этой сфере должны уметь дружить с тем, читать знаки времени. Это как наука садоводства - есть время сажать, и для каждого растения это время разное. Есть время ждать, пока прорастет, возрастет. Время сохранения. И нельзя из нетерпеливости тянуть побег вверх - можем повредить... Есть периоды быстрых преобразований, и есть время медленного, едва заметного созревания...
Согласно знакам времени, этапам процесса меняются и потребности семьи и ребенка, а, следовательно, должна своевременно модифицироваться и программа помощи. На одних этапах она может быть больше сфокусирована на задании информирования родителей и медицинского лечения ребенка, на других - на реабилитации нарушений развитии, обучении жизненных навыков, социальной интеграции. На одних этапах семья может больше нуждаться в эмоциональной и социальной поддержке, на других наоборот - более конкретной помощи в решении конкретных проблем. Дорога семьи, в которой есть ребенок - длинная, и сопровождение соответственно должно быть длительным, хотя его интенсивность и содержание могут меняться.
Другими абсолютно однозначными принципами семейно центрированного подхода является соблюдение специалистами конфиденциальности по всей информации о семье и ребенке, а также уважение и чувствительность к культурным / национальным / религиозным ценностям и особенностей каждой семьи. Не менее важным принципом, о котором часто забывают, является принцип соблюдения некоторых пределов - и тех, которые устанавливает семья, и, что не менее важно - границ, обусловленных необходимостью соблюдать специалистом определенной профессиональной и личностной дистанции, отделять и защищать границы собственного семейной и личной жизни, границы своей профессиональной роли. Несоблюдение этих границ может приводить к образованию конфликта / напряжение в отношениях специалиста с родителями (когда, например, у родителей формируются чрезмерные ожидания относительно возможностей помощи специалиста), собственными родными (например, например, в случае телефонных звонков клиентов домой), или между специалистами (например, например, несоблюдение специалистом установленного командой объема услуг конкретной семьи и т.д.), приводить к своеобразной зависимости родителей от специалиста, препятствовать развитию в них ощущения собственной компетентности, уверенности в своих силах, в конце концов, препятствовать специалисту в реализации своей профессиональной роли по этой семьи и ребенка. Поэтому специалисты очень внимательно относятся к установлению границ, а также потребности «мониторингу» своих личных потребностей, которые часто, будучи неосознанными, могут лечь в основу нарушение границ профессиональной роли - например, потребность быть кому-то нужным, оцененным, « героем спасителем» и тому подобное. Об этом подробнее будет рассказано соответствующем разделе о психологических трудностях специалистов и особенности работы в этой сфере.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)