Компоненты модели сопровождения
Компоненты такой модели сопровождения будут подробно описаны в следующих разделах, впрочем, уже здесь стоит отметить, что сама идея, философия сопровождения предполагает восприятие семьи не как чего-то патологического, что требует терапии, и соответственно роль специалистов «сводится к спасению» или «лечению» семьи, а восприятие семьи как партнера со своими ресурсами, возможностями и потенциалом к развитию. Ведь реально большинство семей, в которых есть ребенок с особыми потребностями, это здоровые семьи, которые, впрочем, как и любая «обычная» семья могут иметь и свои внутренние трудности. Поэтому специалисты должны относиться к «патологической» семье как к равноправному партнеру. Квинтэссенцией подхода является модель сопровождения, а не терапии. Конечно, это не значит, что там, где есть спрос и констатируется реальная потребность в психотерапии, он не будет проведена.
Ширина семейно центрированного фокуса реализуется также из-за развития широкого спектра услуг поддержки семьи. И хотя обычно большинство семей обращаются к специалистам за помощью для ребенка, а не для себя, семейно центрированные программы услуг предусматривают, что семьям предлагается ряд специфических услуг, о которых они может, не знали, но которые могут оказаться важным источником поддержки для их семьи. Родителям важно предложить эти услуги как возможность, объяснив содержание каждой услуги. Впрочем, важно не заставлять их пользоваться ими, если они еще к тому готовы. В основном родители рады узнать такие дополнительные услуги и радостно пользуются ими.
Существование отдельных «семейных» услуг в отличие от тех, которые сосредоточены больше на ребенке (например, физическая реабилитация, занятия с логопедом и т.д.), не должны ввести в заблуждение, что собственно семейная компонента семейно централизованных программ реализуется именно из-за такого элемента этих программ и делают это
те специалисты, которые реализуют эти виды услуг. На самом деле в семейно центрированной программе каждая услуга семейная, и каждый специалист играет роль в сопровождении семьи, а потому и требуется хорошо это осознавать и быть должным подготовленным к этому. Каждый специалист в такой семейно центрированной программе и соответственно команде должен осознавать, что одна из основных его задач - сопровождать семью, а потому - формировать партнерские отношение с родителями, поддерживать их, предоставлять информацию, способствовать развитию у родителей «новой философии жизни», родительской компетенции, способствовать позитивному восприятию ребенка родителями и укреплению отношений в семье. В такой программе нет семейно централизованных услуг, в них каждая консультация содержит отпечаток такого общего широкого фокуса.
Поэтому, к примеру, логопед, индивидуально занимаясь с ребенком, начнет занятия с нескольких минут общения с родителями, а в конце занятия расскажет родителям о ходе занятия, акцентируя успех и возможностях ребенка, одновременно объясняя его ограничения и т.д. Периодически логопед сам или вместе с другими специалистами будет проводить отдельные встречи с родителями, чтобы объяснить им суть ограничений ребенка, возможен ли прогресс, содержание занятий, роль родителей в развитии речи и коммуникативных навыков и т.д. Будут также выслушаны мнения, чувства, вопросы родителей. Роль специалистов будет заключаться в том, чтобы во время такого общения положительно утверждать родителей в том, что они делают хорошо, предоставлять информацию, поддерживать, помогать воспринимать ребенка таким, какой он есть. Можно взять для другого примера « семейно центрированную» консультацию врача. На такую консультацию, вероятно, будет приглашена семья в полном составе; врач будет внимателен ко всем членам семьи, его будет интересовать их опыт, он будет чувствителен к потребностям здоровых братьев и сестер, к супругам в особенности их реакций. Консультация происходит только в «партнерском» духе, с уважением и вниманием к членам семьи, готовностью слушать, отвечать на вопросы. Своим отношением к ребенку врач моделирует такое же положительное его восприятие, отмечает не только его ограничения / проблемы, но и успехи, возможности, позитивные аспекты и тому подобное. Врач предоставит родителям, а также в зависимости от возраста ребенка, и ему самой и его братьям / сестрам информацию о данных обследования и надлежащую помощь, он сделает это понятным языком, деликатно; заверит в готовности к следующим встречам, если нужно, открытости к вопросам и тому подобное.
Понятно, что для реализации такой модели нужны специалисты, которые будут владеть соответствующими человеческими и профессиональными качествами, а потому проблема набора специалистов в программы, которые практикуют семейно центрированный подход, чрезвычайно важна. Не каждый специалист владеет соответствующими психологическими качествами для работы в такой модальности, а соответственно, и не каждого можно научить работать следующим образом. Речь не идет о том, чтобы набрать в команду только «хороших людей», ведь родители нуждаются видеть в специалистах и профессионализм, и человечность. Но и одним вопросом отбора людей проблема не решается. Для работы в таком подходе нужно организовать дополнительное обучение и отдельных специалистов, и команды в целом. Ошибки в процессе отбора специалистов, нехватка вступительного обучения и дальнейшего сопровождения могут приводить к реальному отклонению от стандартов семейно центрированного подхода, а также нарушениям отношений между родителями и специалистами, эмоционального выгорания последних. Семейная программа помощи не решается только ее декларированием. Это подход, который надо ежедневно внедрять, развивать, взращивать.
В реализации семейно центрированной модели труда важен и командный подход. Он предусматривает команду специалистов, которые действуют совместно с родителями на достижение цели. Такая команда построена на принципе равенства и важности специалистов различных профессий. В такой команде специалисты дополняют друг друга и действуют согласованно, скоординировано для того, чтобы ответить на различные нужды ребенка и семьи. А поскольку биопсихосоциальная модель предполагает широкий круг потребностей, то, соответственно, и спектр специалистов должно быть широк. Специалисты должны быть готовы ответить на различные вопросы, и соответственно обладать широким спектром возможных методов помощи. Такая команда должна иметь одну философию и один стандарт труда, помогает родителям четко видеть направление и способ движения вперед, где общение с различными специалистами не разбалансирует родителей, потому что каждый говорит что-то другое, или наоборот, утверждает, что специалисты говорят на одном языке и в «одной тональности». Поэтому в командной работе чрезвычайно важно общения между самими специалистами по каждому конкретному случаю. Ведь только так можно целостно видеть ситуацию, а соответственно и выработать согласованный план помощи. Такая команда и весь пакет услуг должны быть также хорошо скоординированы и организованны - программы семейно центрированного характера, как и, наконец, любые программы, требующие хорошего менеджмента. Командный подход важен также и для самих специалистов. Он дает возможность учиться друг у друга, эмоциональную и практическую поддержку и помощь, он является своеобразным «страхованием» в кризисных ситуациях. Впрочем, командный подход не появится только от заявлений о том, что мы являемся одной командой. Работа в командном подходе требует соответствующего подбора специалистов, вступительного обучения, дальнейшего сохранения и поддержания развития команды. И очевидно - эффективного менеджмента и лидерства. Работа в команде очень благородна, ведь он дарит богатство партнерских и человеческих отношений, радость совместных (а вместе мы можем достичь всегда больше, чем каждый в одиночку) и индивидуальных достижений. Работа в команде, однако, не всегда легкая, ведь в процессе тесного сотрудничества неизбежны конфликты, недоразумения, столкновения с собственными и чужими психологическими ограничениями и трудностями. Команда требует готовности к внутренней работе над собой, работы на освобождение от собственных нездоровых амбиций, страхов и предубеждений, готовности к открытому и конструктивному решению конфликтов, честного диалога, совместной ответственности. И опять же, как и все ценное в этом мире - если мы хотим, чтобы оно жило и развивалось так же и команду - нужно постоянно питать...
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)