Достоинство человека в общественном сознании
Восприятие родителями своего ребенка будет тоже в значительной степени определяться тем, в какой системе координат они действуют - оценивая достоинство и ценность человека. И если эта модель будет построена на иерархии достижений, статуса, то вполне вероятным, а часто и прогнозируемым становится уничижительное восприятие ребенка (а соответственно и возможное его отторжение), а также занижение самооценки себя как родителей. Подобно тому, как родители воспринимают ребенка, будет отображаться формирование его самооценки, восприятие себя, своих возможностей и ограничений. И опять же, если ребенок будет определять свое достоинство мерой своего успеха, местом в «рейтинге», то он или пытаться достичь успеха и популярности (тогда личность будет формироваться нездоровым нарциссическим способом) или же воспринимать себя как неполноценным (что будет вести его к социальной самоизоляции, сокрытию собственного потенциала, возможностей из-за отсутствия веры в себя). Помимо того, самооценка ребенка будет определяться не только его восприятием в семье, но и в его социальной среде - классе школы, в среде сверстников и т.д. Основой здорового психологического развития ребенка является формирование у него безусловного восприятия собственного достоинства, принятия своих ограничений и одновременно раскрытия своих возможностей. Именно на основе такого безусловного чувства собственного достоинства ребенок может успешно социально интегрироваться, без нездорового ощущения конкуренции, потребности «побеждать», без сравнения себя с отрицательным образом других, без восприятия собственных. Когда ребенок имеет чувство достоинства, он может вступать в социальные отношения, уважая и свое достоинство, и достоинство других людей. Это дает ребенку, а впоследствии и взрослому человеку определенную защиту, иммунитет от внешнего травмирующего воздействия, когда он может столкнуться с отторжением или негативными реакциями других, или также с собственными ограничениями и неудачами. Это дает ребенку возможность развивать свои способности и таланты без невротического мотива «быть лучше, быть первым».
Одна девочка подросток, которая имела проблемную самооценку и не принимала собственной неполноценности (у нее были моторные нарушения). Долгое время эта девушка жила надеждой на полное выздоровление и для нее было серьезной проблемой осознать и принять факт, что полностью «нормальной» она быть не может. Для нее это означало: «Если я инвалид - то я тогда дефективная...». В то же время эта девушка имела значительные трудности в социальных отношениях с ровесниками (она училась в обычной школе), поскольку, чтобы не быть «последней», она должна был быть «первой» - и имела постоянное чувство конкуренции - и в обучении, и успехах в музыке, популярности в среде сверстников и т.д. Поэтому не удивительно, что при таком восприятия сверстников как конкурентов, она не могла иметь хороших отношений с одноклассниками, что вело ее к еще большему самоуничижению - и (как способ компенсации) - попыток достичь чего-то особенного в других сферах. Через некоторое время девушка, увлеклась журналистикой, больше усилий начала вкладывать в музыку. И когда увидела, что и здесь не может быть исключительной, первой, снова потеряла интерес к занятиям и полностью бросила свои увлечения, несмотря на то, что действительно имела способности... Одним из основных эффектов психотерапии и проявлением ее зрелой самооценки стало то, что он смогла со временем наслаждаться своей игрой на фортепиано и музыкой, независимо от того, кто и как это оценивает - начала играть просто ради того, чтобы творить музыку. И именно тогда, он начала достигать успехов, потому что ее музыкальный талант уже не блокировал страх, как тебя оценят...
Возвращаясь к проблеме социального восприятия инвалидов, стоит отметить другую особенность, которая в целом касается процесса восприятия одного человека другим - стереотипное восприятие инвалидов как несчастных, глубоко разочарованных жизнью и своей судьбой: «Людей с отсталостью часто воспринимают как людей, сломанных трагедией своей судьбы». Такой способ восприятия инвалидов напрямую связан с общественными озвучиваниями о счастье, а также общечеловеческой тенденцией воспринимать других людей на перспективу собственного «я», собственных ценностей. Если распространенным представлением о счастье есть здоровье, достаток, социальный статус, женитьба, то многих людей, которые этого не имеют, воспринимают как несчастных, соответственно, вызывают сожаление. Для людей, которые «держатся» за свои убеждения относительно ценностей, счастья и т.д. чтобы защитить свои убеждения, важно думать, что инвалид действительно несчастный и соответственно видят страдания (даже там, где их реально нет), а если человек не выглядит несчастной - обесценить ее, признать в своем уме.
Ярким подтверждением этого наблюдения есть история, которую рассказала, вспоминая свое детство, молодая женщина с ДЦП: «Когда я в детстве ходила с мамой в поликлинику к детскому неврологу, врач всегда удивлялась, почему я улыбаюсь, и спрашивала маму: « Что это ваша дочь все улыбается - она что, не в своем уме?».
Поэтому при таких мнениях о счастье, отсталые люди будут восприниматься как неизбежно несчастные, а если они не выглядят несчастными, то тогда чтобы защитить собственные ценности - чтобы они не поколебались, а вместе с ними и наши идеализированные мнения о себе - часть людей скорее не поверит в счастье неполноценной личности, и будет воспринимать ее проявления счастья, как «маскировку», попытку скрыть глубокую внутреннюю грусть. Можно сказать, что лишь достаточно внутренне зрелые личности будут готовы «отпустить» свои убеждения и позволить себе открыть тайну возможного счастья неполноценной личности. А для остальной части людей - отпустить собственные озвучивания о счастье может быть тяжелым заданием - и, соответственно, они с сожалением будут смотреть на лица инвалидов, или же собственно из-за этого, увы - их избегать, мол: «Я не могу смотреть, как они страдают, несчастные, это очень трудно для меня...».
Часто можно слышать: «Как жаль, что в нашей стране нельзя убивать людей». Она не казалась жестокой, ее мотив был «милосердный»: «Лучше бы их убивали, чтобы они не мучились, для них жизнь - это же сплошные муки».
В представлении этой женщины, которая, как оказалось, никогда в жизни не знала ни одной неполноценной личности, реально не общалась с ней, мечтой всех людей инвалидов была эвтаназия - умереть, чтобы не жить такой мученической жизнью...
Это указывает и на другую проблему, связанную с существованием стереотипов - они процветают там, где слишком мало контактов с реальностью, чтобы наши озвучивания о них могли модифицироваться в соответствии с тем, что мы видим. Это хорошо известный факт - стереотипы легче формируются о том, с чем мы мало сталкиваемся, а уже когда стереотип сформирован - мы смотрим на реальность сквозь его призму, и часто видим собственно не саму реальность, а наши озвучивания о нем. «Мы видим страдания там, где ожидаем его видеть - мы видим то, во что верим, и мы не можем позволить себе видеть то, в существование чего не можем поверить». Если ценности человека, степень его открытости к новому, его личность не позволяют человеку поверить, что можно быть счастливым, несмотря на ограничения, человек, вероятно, будет воспринимать людей несчастными. Если же ценности человека допускают, что счастье может быть в любви, в творчестве, в дружбе и т.д. то есть возможность воспринимать людей инвалидов как потенциально таких же счастливых или несчастных, как и большинство людей... И, соответственно, тогда меньше склонности к стереотипам и предубеждениям.
Существование стереотипов и предубеждений связано также и с некоторой исторической реальностью изоляции инвалидов от остального общества. Анализируя приведенный перечень факторов и феноменов в восприятии инвалидов, можно понять силу тех факторов, которые стоят по желанию «полноценной» части общества изолироваться, отмежеваться от инвалидов. Можно говорить о некоторой психологической стене, барьеры, которые существуют в обществе - и, наконец, обо всех стенах чисто физических - стены интернатов и специальных учреждений, которые являются, по сути, проявлением стен психологических и социальных.
Вокруг столько семей детей-инвалидов, они сами могут засвидетельствовать этот опыт отторжения:
- Нам сказали, что будут приносить еду в номер и попросили не приходить на обеды в общую столовую, потому что другие отдыхающие жалуются, что им неприятно в нашем присутствии - говорит мама мальчика с ДЦП о своем опыте «отдыха» на море.
- На площадке нам говорят уходить, потому что «таким, как ваш сын, место в психушке, а не рядом с детьми» рассказывает мать мальчика с аутизмом.
- Мы ехали в трамвае, а нас начала ругать женщина, что я таскаю сына за собой - попрошайничать? - Говорит мать мальчика с ДЦП.
- В школе надо мной часто смеялись. Многие кто со мной не дружил, чтобы из него тоже не смеялись из-за дружбы со мной. За все время обучения я имела лишь одну подругу, которая была настоящим другом и не стеснялась быть рядом. Я очень любила литературу, особенно стихи
Я очень хотела играть в вертепе, но учительница отказала. Я случайно услышала, как он говорила обо мне своей коллеге: «Ну как я выпущу его на сцену - это же не эстетично». А были отдельные девушки, которые просто специально устраивали мне разные неприятности - помню, как они развлекались, обгоняя меня и будто нечаянно толкали с лестницы, когда раздавался звонок, и я спешила на урок - из-за моей медленной походки, это означало, что я точно опоздаю, и мне сделают замечание - рассказывает о своем опыте обучения в общеобразовательной школе девушка с ДЦП.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)