Интеграция инвалидности
Под этим термином часто подразумевают реалистичное принятие собственных ограничений без самоуничижения, развитие позитивной идентичности, самооценки как личности с безусловным достоинством личности, имеющей ограничения, способности и возможности, человека, принадлежащего к группе инвалидов. Развитие такой интегрированной идентичности происходит благодаря развитию новой системы координат - шкалы ценностей, согласно которым определяется достоинство и ценность человека. В чем-то этот процесс отражает и упомянутый процесс адаптации к инвалидности ребенка у его родителей, выработке у них «новой философии жизни». И именно поддержка со стороны родителей, представление ими ребенку этой философии жизни дает ему силу начать воспринимать собственную неполноценность как просто как одну из частиц себя, которую надо принять, с которой надо научиться жить. Этот процесс примирения для ребенка может так же как для родителей сопровождаться осознанием потери, того, чего не может быть в жизни - чтобы, в конце концов, суметь отпустить утраченное, а взамен сместить фокус на возможности для развития и самореализации, к полноценной жизни. Похожим способом ребенок может осознать также, что достоинство и стоимость человека не определяется тем, как воспринимают его другие, что наличие инвалидности не делает человека не человеком, не делает его менее значительным. Это сопровождается также и открытием глубоких ценностей жизни, осознанием того, что центр в человеке, в личности, в жизни. Таким образом, опыт трудностей, связанных с неполноценностью, может способствовать личному развитию неполноценной личности - и осознанием того, что физические или другие ограничения такие незначительные по сравнению с наибольшими возможностями, которые может раскрыть в себе человек - возможностями любить, сочувствовать, творить добро и красоту. И именно тогда понятие инвалидности становится весьма условным – ведь в какой-то степени каждый человек имеет свои ограничения, и, возможно, ограничения в способности любить значительно весомее, чем в способности ходить, видеть или слышать...
Ирл Миерс, человек с церебральным параличом, выразил свое предположение, что собственно ограничения делают и личность, и человечество в целом более несчастными: «Нетерпимость и безразличие, жадность, жажда власти и доминирования, окаменелость сердца, гордость и тщеславие – эти ли формы инвалидности не являются куда более страшные для человека, и не они ли вызывают на протяжении веков столько страдания в истории человечества»
Такого характера изменение в системе ценностей особенного ребенка / подростка ведет к другому определению достоинства личности, которое раскрывается не в социальном статусе и несравнимо с достижениями / возможностями других, оно в неповторимости и красоте каждой личности, в безусловной стоимости жизни каждого, в соответствии каждого своей внутренней природе, человечности, а, следовательно, к развитию в каждом таких качеств, которые делают человека действительно человеком - любви, сострадания, солидарности. Переход в такую систему ценностей определяет и другую модель восприятия других людей: этот мир - это не соревнование, где победитель более дорогостоящий; этот мир - это мозаика, где мы помогаем друг другу в развитии, самореализации, в том, чтобы каждый нашел свое неповторимое место, реализовав свои неповторимые дары.
Хорошей иллюстрацией этого является реальная история, произошедшая во время параолимпийских игр. Инвалид парень, который принимал участие в соревнованиях по бегу, опережая других и имея реальный шанс стать победителем, замечает, что за его спиной падает другой участник соревнований. И он останавливается, чтобы подать ему руку и помочь встать. Они прибежали оба последние до финиша. Они прибежали, держась за руки и сияя от счастья. И их радость не послание всему современному миру, в котором индивидуализм, карьеризм становятся все большей ценностью - что гораздо большая радость в солидарности, дружбе и взаимо поддержке...
Основой интеграции инвалидности является изменение в системе ценностей определения стоимости человека его статуса, «популярностью» и достижениями, к безусловному внутреннему достоинству, фокус на развитии личности, развитию собственных возможностей не ради «нарциссической компенсации», а из любви к жизни, из желания творчества и самореализации.
Такая интеграция инвалидности вовсе не означает, что опускает руки и не хочет ничего достичь, потому что «его достоинство безусловное». Наоборот - как раз проявлением такого самоприятия становится желание развиваться, проявляться в различных сферах, реализовывать свои способности и таланты, но уже не из невротической потребности внешнего признания, первенства, а от радости жизни, из желания творить и любить...
В само восприятии себя неполноценность уже не является центральным аспектом, а одним из компонентов собственного «я». Признание собственной неполноценности уже не сопровождается ощущением стыда, отчаяния, самоуничижения. Лицо работает на преодоление собственных ограничений, развитию самостоятельности, необходимых навыков, но цели реальны. Чувство собственного достоинства - внутреннее и уже не зависит от реакций других. Возможные негативные реакции других уже не ранят. Лицо может идентифицировать себя и с другими инвалидами, совместно отстаивать свои права и потребности в обществе, а с другой - идентифицировать себя как человек со всем человечеством, и чувствовать принадлежность к большому сообществу человечества. С таким внутренним развитием личности (которое, конечно, приходит со временем) связано и появление зрелых мотивационных сил - желание жить, творить, реализовывать себя и поддерживать других в их самореализации, любить...
«На наш взгляд, изменение системы ценностей - основополагающее в открытии истинной достоинства человеческой личности. Мы согласны с теми людьми, которые критикуют этот стиль жизни, при котором мы постоянно сравниваем свою стоимость друг к другу на основе достигнутого социального статуса. Основную суть этих двух систем ценностей, определяющих стоимость личности, можно кратко определить так. В системе, где достоинство человека определяется его достижениями: «Я - никто, несчастный инвалид, которому предстоит постоянно оплакивать собственное несчастье». И в противоположной системе: «Я являюсь тем, кем я являюсь. И хотя я не имею всех возможных способностей, я полностью человек, я цельный человек
Поэтому можно сказать, что опыт инвалидности может стать для ребенка, как и для родителей, неоднозначным - он может вести к внутреннему развитию личности, к открытию более глубоких ценностей и возможностей жизни. Конечно, для этого ребенок нуждается в поддержке семьи и окружения, и, конечно же, времени и положительного жизненного опыта. Формирование такой системы ценностей так же тесно связано с теми ценностями, которые доминируют в обществе, с теми тенденциями к восприятию достоинства человека в целом и неполноценной в частности в социальной сознания. Эти социальные факторы проанализируем в следующей главе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)