Ребенок и его психологическое развитие
Этот раздел сосредоточен на том, как семейные, социальные факторы и сам опыт инвалидности влияет на психологическое развитие особенного ребенка, на формирование его личности.
Личность человека - это его судьба; то, кто мы есть, в значительной степени определяет то, как мы проживем свою жизнь, какой путь проложим, как воспримем те или иные жизненные испытания. Для особенного ребенка эта истина подтверждается также: личность ребенка и впоследствии взрослого человека гораздо больше, чем сама форма инвалидности, часто определяет то, насколько полноценным будет чувствовать себя человек и насколько счастливым и плодотворным будет его жизнь. Не потому ли «инвалид - человек, который может быть таким же счастливым так и несчастным в жизни, как и любой другой человек»...
Личность ребенка формируется, прежде всего, в его семье, формируется в контексте его отношений с родными, а также социальным окружением; личность отражает тот межличностный мир взаимодействия, в котором растем мы, приобретается наш опыт отношений и тот смысл, который мы ему предоставляем.
Мы уже подробно описывали, как семейные факторы, то, как родители воспринимают неполноценность ребенка и адаптируются к трудностям, определяющим формирование его личности. Было также проанализировано, как такие возбужденные формы отцовства, как отторжение ребенка, гиперопека, вседозволенность и др. негативно влияют на психологическое развитие ребенка. Было показано также, в каком свете родители воспринимают инвалида ребенка, определяя то, как он впоследствии будет воспринимать свои ограничения,
а соответственно, как нужно адаптироваться к ним, как будет формироваться его самооценка. Все исследователи этой сферы отмечают центральность семейных факторов в определении маршрута психологического развития особенного ребенка. Основными факторами, которые определяют возможность положительной адаптации ребенка к собственной неполноценности, являются характеристики его семьи: личность родителей, качество супружеских отношений и характеристика отношений между родителями и ребенком, то, насколько родители сами смогли принять неполноценность ребенка и научиться жить с ней: «родители, которые эффективно преодолевают трудности, могут удовлетворить соответственно и эмоциональные потребности ребенка и других членов семьи, обеспечить надлежащую медицинскую помощь, справляться с требованиями на работе и дома».
«Инвалид ребенок развивается лучше, когда родители могут обеспечить атмосферу принятия и любви в семье. Впрочем, с «принятием» важно не перейти определенного предела, потому что, несмотря на безусловное принятие, родителям важно обеспечить также и определенную дисциплину, определенные требования и ожидания в отношении ребенка, обучение его надлежащему поведению в среде других детей, развитие у него независимости. В здоровой среде должен быть баланс между признанием и принятием ограничений ребенка, с одной стороны, и поддержкой развития его способностей, необходимых навыков, с другой»
В такой атмосфере любви, принятия и поддержки ребенок может постепенно и сам открывать и принимать собственные ограничения и собственные способности, формировать положительную самооценку, развивать нужные социальные навыки и соответственно выходить в мир «вне семьи». В том, как ребенок сам воспринимает свою неполноценность, очень важно как родители его принимают таким, каким он есть, и открытое общение о его неполноценности, готовность родителей объяснять ребенку по мере его взросления особенность его ограничений, а также эмоционально поддерживать, подсказывать пути преодоления возможных трудностей.
«В дошкольном возрасте ребенок может не осознавать, что он отличается чем-то от других детей. Но уже в школьном возрасте большинство детей начинает осознавать свои возможности и ограничения и могут нуждаться в помощи, чтобы справиться с чувством собственного отличия от других. Если ребенок имеет надлежащую поддержку, он может научиться справляться с собственной неполноценностью. Прежде всего, должно быть принятие ребенка в семье. Если родители и братья / сестры воспринимают ребенка как полноценного, то самооценка ребенка обычно положительная. Это принятие предусматривает участие ребенка в жизни семьи (религиозной, отдыхе, поездках), ответственность и определенные обязанности по дому, возможность открыто обсуждать тему инвалидности
В то же время уже не раз отмечалось, что психологические трудности родителей и семьи в целом могут негативно влиять на психологическое развитие ребенка. Иногда это в большей степени, чем сама неполноценность может ограничивать полноценное развитие, самореализацию полноценной жизни.
Немаловажен и социальный опыт особенного ребенка, в частности его отношения со сверстниками. Это определяющие социального развития ребенка, формирования у него необходимой социальной компетентности, а также формирование самооценки ребенка. Это является предпосылкой дальнейшей социальной интеграции ребенка и взрослого человека с особыми потребностями.
«Отношения со сверстниками являются основной средой развития социальных навыков, которые потребуются потом во взрослом возрасте. К сожалению, нормальные отношения со сверстниками могут быть значительно затруднены для ребенка с тяжелыми формами инвалидности. Как следствие, может нарушиться и развитие самооценки, и важные навыки
Препятствием к нормальным социальным отношениям со сверстниками могут быть и обусловленные неполноценностью нарушения (зрения, физические ограничения, речевые и интеллектуальные), и вызванные семейными реакциями (например, чувство стыда у родителей, самоизоляция семьи). Не менее значимыми могут быть внешние социальные факторы: неприятие особенного ребенка родителями здоровых детей, предвзятое и негативное отношение, которое передается и детям; высмеивание / отторжение особенного ребенка в среде сверстников и др. Эти тенденции определяют негативное восприятие инвалидов в социальной среде, имеют свои корни в социальном сознании и в стереотипах, предубеждениях по отношения к инвалидам. Понятно, что к социальным факторам, которые влияют на психологическое развитие особенного ребенка, относятся не только его отношения со сверстниками, но и уровень развития общества, подходы к восприятию инвалидов, определение их достоинства и роли, развитие и модель системы услуг для людей с особыми потребностями и др. К социальным факторам, несомненно, относятся и социальная среда жизни ребенка непосредственно вне семьи - это и мир его друзей, и круг его общения, и его сад, школа, различные возможные детские, образовательные, религиозные организации. Они могут играть и положительную, роль в жизни ребенка, и, к сожалению, отрицательную.
Большое влияние на психологическое развитие ребенка имеют особенности функционирования его центральной нервной системы, которые непосредственно определяют нарушения интеллектуального, речевого развития ребенка, а также обусловливают особенности поведения ребенка (как, к примеру, при гиперактивном нарушении с дефицитом внимания), темперамента, психологическую конституцию ребенка, особенности нем психологических функций.
Важно отметить и важность и прямого влияния самого опыта инвалидности на психологическое развитие ребенка. Некоторые ограничения влияют на опыт ребенка, его возрастное развитие, различные психологические задачи развития. К примеру, физические ограничения, влияющие на свободу движений, могут напрямую влиять на развитие у ребенка таких психологических характеристик, как самостоятельность и автономность; телесные проявления инвалидности - на формирование осанки тела, и соответственно, возможности положительной самооценки в подростковом возрасте и тому подобное. Важно понимать, что формирование этих черт определяется не только ограничениями, но и тем, что некоторые компенсаторные / другие возможности создаются в среде, как воспринимают ребенка родители, и как они с ним взаимодействуют, и наконец, какое значение он сам предоставляет этим ограничения. Целая множественность факторов, влияющих на психологическое развитие личности, объясняет тот факт, что, несмотря на возможные предположения, что у детей с неполноценностью должен быть высокий показатель психологических расстройств, он не является по данным исследований определяющим.
Важно и формирование самооценки в особом ребенке, то, как неполноценность и ограничения он интегрирует в целостный образ себя, определяет формирование его личности.
Конечно, где-то от 3-4 лет при условии ненарушенного интеллектуального развития инвалид ребенок осознает свое отличие от других детей, спрашивает родителей, почему он такой, что с ним. От того, каким образом родители будут отвечать на его вопрос, насколько открытыми они будут к общению об этом, в каком эмоциональном контексте это будет происходить, будет зависеть и то, как ребенок будет воспринимать свои ограничения, с перспективой будет жить и думать о них. К примеру, если родители сами питают в ребенке нереальные надежды на выздоровление, то, соответственно, и ребенок будет жить с этими надеждами.
Помню одного взрослого мужчину на тележке, который рассказал, что ему 15 лет все говорили, что придет время, и он пойдет. Когда в 15 лет врач сказал, что это невозможно, для юноши это была большой кризис: «Я тогда хотел умереть, я просил, чтобы мне дали что-то, потому что сам я не мог причинить себе вред».
Уже в несколько старшем возрасте ребенок отчетливее осознает свои ограничения, их последствия, соответственно и то, чем он отличается от других детей. То значение, которое предоставит ребенок собственным ограничениям, определяется, прежде всего, тем, как воспринимает неполноценность ребенка его окружение, прежде всего родители, друзья, ровесники. Распространена тенденция воспринимать инвалидов как неполноценных, несчастных, что может приводить к тому, что и сам ребенок, натыкаясь на такое восприятие в среде, может воспринимать собственные ограничения самоуничижительным образом: «Если я не такой, как все, если я чего-то не имею, не могу, что имеют и могут другие, то я второсортный, несчастный, жалкий...».
«Чувство стыда, жалости к себе, чувство неполноценности - неприятные психологические состояния, а потому порождают в человеке усилия, направленные на то, чтобы их преодолеть. Попытки повысить собственную самооценку могут вести или к безусловному само принятию себя таким, какой ты есть, или же, наоборот, могут вести к попыткам скрыть собственные ограничения
У детей осознание собственной неполноценности и чувства неполноценности ведет к развитию или защитных стратегий, чтобы скрыть собственные ограничения, или к изменению ценностей, образа восприятия себя и других людей и развития положительной самооценки, интегрируя принятие собственных ограничений. Рассмотрим эти два пути развития самооценки в особенного ребенка
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)