Бабушки, дедушки и их психологические реакции
Бабушки и дедушки - важная часть семейной системы. Особенно это касается России, где родственные связи традиционно крепкие и помощь бабушки / дедушки в воспитании внуков во многих семьях очень весомая. К этому следует добавить еще и то, что в результате сложной экономической ситуации во многих российских семьях под одной крышей часто живет три, а то и четыре поколения.
Внимание исследователей долгое время было сфокусировано только на семье, и роль бабушки / дедушки в семейной динамике не наблюдалось, а если и была замечена, то в крайне конфликтных случаях. Соответственно, бабушки и дедушки ассоциировались с негативным влиянием на семью (вмешательство, чрезмерный контроль, отсутствие дисциплины внуков, разрушение авторитета родителей) и только в последние десятилетия было действительно по-новому переоценена особая роль бабушки / дедушки и их потенциальное положительное влияние на семью.
Отношения между бабушкой / дедушкой и внуками особенные во многих аспектах. Внуки - воплощение будущего семьи. Они не только воплощение и продолжение рода и жизни, но и самая большая радость в старости. Отношения с внуками уже не обременены ни ответственностью, ни необходимости контроля поведения, ни бременем ежедневных забот - они радостные и больше похожи на дружбу. Пенсионеры бабушка и дедушка, конечно, если есть время и желание для этих отношений, могут быть важными и нужными, сказателями историй, делиться своей мудростью и опытом; в конце концов, становятся поддержкой своим детям в их становлении родителями, в столкновении с трудностями жизни.
Внуки, по выражению одних бабушек и дедушек - это солнце, освещающее их старость, старость, которая сама собой - нелегкий период испытаний, потерь, осознание приближения собственной смерти - период, когда солнце, возможно, нужно, как никогда... Что же переживает бабушка / дедушка, когда внук или внучка – ребенок инвалид?
Боль двойная: не только за внучку / внука, но и за своих детей, боль понимания, какая судьба их ждет, какие трудности придется им пройти. Переживается потеря не только ожидаемого образа внука, но и потеря желанной судьбы для своих детей. Справиться с обеими этими потерями бывает очень трудно, и их сердце склоняется к тому, чтобы пожертвовать чем-то одним ради другого - отказаться от особенного ребенка для того, чтобы «спасти» счастье семьи. Ища оправдание своим чувствам, они прибегают к различным доказательствам: «Сдайте этого ребенка. Это будет лучше и для вас, и для него. Подумайте, что будет теперь с вашей карьерой, с вашей семьей. А как это повлияет на других детей?»
Понятно, что такие советы для родителей в то время, когда они больше всего нуждаются в поддержке, только добавляют боли и создают дополнительное напряжение в отношениях, порой может дойти до полного их разрыва.
«Мы вовсе не чувствуем поддержки семьи. Свекровь не любит Игорька (мальчик с ДЦП), в гости к нам никогда не приходит, когда звонит, то никогда даже о нем не спрашивает - так, как бы его не было...»
Во многих семьях бабушка / дедушка, наоборот, становятся первоисточником поддержки и своим принятием особенного ребенка помогают родителям самим принять ребенка и пережить эмоциональный кризис. Их жизненная мудрость, опыт переживания тяжелых, стрессовых событий, их ценности могут стать надежной опорой родителям в этот трудный период.
«Когда я позвонила из роддома маме своего мужа - вспоминает мать мальчика с синдромом Дауна, я дрожала
от волнения, я не знала, как ему это сказать. Она, когда услышала, что произошло, спокойно ответила мне: «Не волнуйся, это наш ребенок, и мы будем любить его таким, как он есть». И мне от этих слов стало спокойно. Я повторяла себе: «Какой он есть, мы будем любить его». И жизнь уже не выглядело так страшной...»
«Я спрашиваю маму: « Мама, ты видишь, что твоя внучка не такая как другие дети? « Рассказывает мама девочки с синдромом Дауна. А мама говорит мне: «Ну и что? Смотри, какая она красивая, веселая - ну, как его можно не любить?..»
Сильная эмоциональная связь между бабушкой / дедушкой и внуками, объясняет ту силу чувств, которую испытывают они, когда узнают о неполноценности. Эти чувства и защиты от них такие же, как и у родителей: шок, отрицание, злость, поиск виновных, тревога, страх, отчаяние, нереальные надежды... И только особая позиция бабушки / дедушки определяет характер влияния этих реакций на семейную систему. Непродуктивное возражение и нереальные надежды на излечение - особенно, когда родители уже хорошо поняли реальность и примирения - могут создавать значительное напряжение в отношениях, конфликты по поводу того, куда ехать, как лечить подобное.
«Мы просто не рады, когда к нам приходят родители в гости, потому что это постоянный стресс и споры - рассказывают родители девятилетнего мальчика с аутизмом. Каждый раз новые советы, куда нам ехать, как лечить, о новом целителе, о новых лекарствах, о том, какой он бедный и что из него будет...»
Реакция злости, поиска виновных приводит к перекрестным обвинениям (типовых свекрови на невестку, и впрочем, не единственно возможных). Тогда разворачивается целая семейная баталия, которая лишь усугубляет семейный кризис - не самое лучшее, что нужно семье в это время...
Отчаяние, депрессия бабушки / дедушки - могут также значительно затруднять отношения, уменьшает их способность оказывать поддержку – и в эмоциональном, и в бытовом смысле.
Иногда бабушка / дедушка берут на себя роль родителей в попытке «облегчить жизнь детям» - соответственно они берут на себя большую часть ухода за ребенком, обеспечение реабилитации и тому подобное. Такая помощь часто имеет существенное «побочное действие»: ведь родители тогда становятся меньше компетентными и ответственными в своей родной роли, и их отношения с ребенком может страдать, формируется зависимость от бабушки / дедушки, которая часто может стать источником дополнительных конфликтов.
Специалистам следует осознавать, что дорога к эмоциональному примирению для бабушки / дедушки длинная и нелегкая, и они также могут нуждаться в поддержке...
Этой историей делится мама троих детей, из которых младшая дочь - Софи - имеет синдром Дауна:
«В шесть месяцев Софи была прекрасным ребенком, всегда улыбчивой, веселой. Ее дедушка, присылая письма и почтовые карточки своим внукам, всегда заканчивал их словами «обнимаю крепко Стефани и Николаса», но никогда не упоминал Софи. И когда я читала их детям, всегда добавляла «и Софи». Так продолжалось, пока моя старшая дочь Стефани не научившейся читать и сама не увидела, что дедушка никогда не упоминает ее сестры! Я должна была придумывать ему какие-то объяснения: дедушка писал письма в спешке, он забыл и т.д. Но однажды он воскликнула: «Это неправда, дедушка не любит Софи. Он никогда на нее не смотрит, не поднимает ее на руки, он знает, что она не такая, как все. Он ее стесняется, мама!..»
Мое сердце разрывалось от боли и на следующий день, когда приехал свекор, я разрыдалась и сказала ему, что чувствовало мое сердце - обо всей той боли, которую он всем нам причинил. Как может, врач, преподаватель медицинского университета, стыдиться одной из своих внучек?! Я была глубоко ранена. Он взял свой плащ и сразу уехал, не сказав ни слова. Мы больше не виделись.
За три месяца я позвонила ему, чтобы пригласить на день рождения сына. Он был удивлен приглашением, но приехал - и с букетом цветов полтора метра высотой! Он бросился мне в объятия, от всего сердца просил прощения. Я все простила. С тех пор его отношение к Софи изменилось: он берет ее на руки, он научил ее рисовать, сочинять музыку. Держась за руки, они гуляют вместе даже в тех районах города, где его все хорошо знают. Он приглашает нас вместе с Софи в ресторан, даже в известные рестораны - без малейшего стеснения. И Софи очень хорошо ведет себя, даже, возможно, лучше других детей - она никогда не плачет, все ест, слушается.
Дедушке уже девяносто два года. Он звонил нам время от времени, чтобы узнать, как дела в Софи. Она пишет ему письма и очень его любит...
Поэтому надо понимать, что в клинической работе с семьями важно также предоставлять эмоциональную, и информационную поддержку бабушками / дедушкам. Значение, важность этого подкреплена также данными исследований, которые установили, что положительные, поддерживающие отношения с собственными родителями - весомый фактор адаптации человека / женщины при рождении особенного ребенка
«Бабушки / дедушки являются важным ресурсом для своих детей и внуков. Благодаря своему опыту, бабушки / дедушки могут быть хорошими советчиками по уходу за ребенком, могут предоставлять информацию о ресурсах, которые есть в сообществе, делиться своим опытом и умением преодолевать жизненные трудности и испытания. Имея часто много свободного времени, они могут оказывать очень ценную «техническую» помощь, оставаясь с ребенком, ходя за покупками и т.п. Но, возможно, самой ценной формой помощи является эмоциональная поддержка. Поддержка бабушки / дедушки в кризисное время «открытия» инвалидности существенно помогает родителям в их способности справляться с испытаниями, а также бабушка / дедушка становятся замечательными образцами для здоровых детей в семье».
То, что было сказано о бабушке / дедушке касается и других близких родственников. Их переживания могут быть также очень сильными, и их реакции, могут и негативно, и позитивно влиять на семью.
«При рождении ребенка часто вполне счастливые семьи не могут дать себе совета и нуждаются в посторонней помощи - пишет отец мальчика инвалида Андрюши, мама которого умерла при родах. А здесь надо было вкалывать и за папу, и за маму. Пеленки, кашки, очередь за молоком, и конечно, уход, консультации, массажи.
И именно здесь Андрюша, видимо, не зная этого сам, сделал одно очень большое дело. Он объединил и собрал вокруг себя всю свою близкую и далекую семью, заставил всех проявить максимум терпения, взаимопомощь, доброту. Своей, без преувеличения, ангельской, такой очень нежной улыбкой он пленил сердца бабушек, деда, теток, дядек и многих других - просто друзей и приятелей. Все очень старались помочь - побыть с ребенком, то что-то купить, то постирать, то просто дать полезный совет. Без этого круга родственников и друзей мы бы не устояли, мы бы не выдержали этого испытания. К тому же, это единство семьи, эта взаимная поддержка является источником особой радости...»
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)