Перечень возможных положительных последствий
1. Большая эмоциональная зрелость здоровых братьев / сестер. Эта зрелость связана с особым опытом столкновения со страданием, заботой и взаимопомощью. И сами родители часто отмечают большую эмпатию, участливость в своих здоровых детях.
2. «Я удивляюсь своему меньшему сыну (старший - умственно инвалид): он такой добрый и участливый. Ему же всего 8 лет, а он так все понимает; когда мне трудно, он всегда умеет поддержать меня, посочувствовать.
3. Большая социальная компетентность.
4. Глубокое понимание жизни: «Наверное, одна из самых ценных возможностей, которую имеют члены семей, где есть инвалид, это возможность глубже понимать людей и жизнь вообще. Братья и сестры часто вспоминают, как их инвалид брат или сестра повлияли на их мировоззрение и ценности, позволили им видеть и глубже ценить те вещи, которые их сверстники могут просто не замечать
5. Умение ценить / любить своего брата / сестру такими, какие они есть, «видеть человека с возможностями, а не неполноценными», понимать, в чем истинная ценность человека.
5. «Она научила меня, как любить без ограничений. Он научила меня понимать, что все мы имеем свои сильные и слабые стороны. И Марта не исключение. Она научила меня, что ценность человека не измеряется показателями тестов на интеллектуальный коэффициент
6. Большая любовь и умение ценить свою семью, родных, отношения.
7. Больший альтруизм и толерантность к другим людям.
8. Исследования также показали, что такой специфический опыт часто влияет на выбор профессии в сфере здравоохранения, педагогики, социальной работы.
9. К положительному опыту следует отнести также опыт отстаивания прав своих инвалидов братьев / сестер, участие в общественных движениях за права человека и тому подобное.
Осознание, что присутствие в семье особенного ребенка может отразиться на психологическом развитии здоровых братьев / сестер, как в отрицательную, так и в положительную сторону, привело к большему сосредоточению исследований, которые собственно, и определяют, какими будут последствия этого опыта. Без сомнения, этих факторов очень много и в каждом отдельном случае они, собственно, и определяют неповторимый опыт каждой семьи и ребенка. Это и порядок рождения, и пол, и возрастная дистанция между братьями / сестрами, и форма инвалидности ребенка. Впрочем, в прогнозах главную роль специалисты этой сферы оказывают реакции родителей и способу функционирования семьи.
«Адаптация родителей и их отношение инвалидности ребенка играют ключевую роль в том, какое влияние имеет присутствие особенного ребенка братьев / сестер. Дети подражают родителям как модели в выработке своего отношения и своего образа адаптации к присутствию в семье инвалида брата или сестры. Способность родителей открыто общаться со своими детьми о неполноценности, характере отношений, которые имеют родители с каждым своим ребенком, эмоциональные реакции самих родителей существенно определяют реакции здоровых братьев / сестер»
«Здоровые братья / сестры психологически могут справиться тогда, когда их родители выражают свои ожидания и чувства открыто. Честно и откровенно говорят о неполноценности, а не перегружают их чрезмерной и непосильной ответственностью и домашними обязанностями и сохраняют любящие, поддерживающие семейные отношения. И хотя эти качества и этот стиль жизни семьи не могут устранить грусти, связанной с умственным развитием ребенка, но они могут помочь братьям и сестрам развить в себе одни из лучших человеческих качеств...
Насколько важны для нас отношения с нашими братьями и сестрами, нет необходимости доказывать. Мы разделяем с ними совместное детство, родителей; мы знаем друг друга с самого раннего возраста, и вместе в основном проходим всю нашу жизненную дорогу от рождения до смерти. Вместе с братьями и сестрами мы можем открыть для себя красоту дружбы, радость настоящей братской солидарности, любви - и это будет большим подарком для нас на всю жизнь. Но, к сожалению, сам факт биологического родства не гарантирует родства душевного, настоящей заботы и чувства ответственности друг за друга. Как говорит народная мудрость, братьями и сестрами не рождаются - ими становятся. Знаем, как на их всю жизнь может определить вражда, непонимание друг друга, зависть или, наоборот, чрезмерная зависимость, желание манипулировать жизнью другого, держать его под своим контролем. И тогда эти отношения становятся, наоборот, не ценностью, а бременем, которое приходится нести всю жизнь
В превентивно ориентированных, семейно централизованных моделях услуг для семей детей с неполноценностью особыми потребностями надо сосредоточить особое внимание на этих отношениях, поддерживать и помогать родителям, способствовать позитивному развитию и каждого ребенка, и отношений между ними.
Только тогда, когда родители по-настоящему любят друг друга и своих детей и хотят помочь им открыть эту радость любви, радость совместной жизни, в семье может создаться такая атмосфера, в которой дети смогут по примеру родителей научиться любить друг друга...
«Мы всегда пытались одинаково любить своих трех дочерей, чтобы они знали, что каждый из них одинаково важен и дорог для нас. Но, без сомнения, присутствие Леси (девочка с ДЦП) значит для нас особенно много. Благодаря ей вся нашу жизнь изменилось. Мы научились того, чего не умели раньше - любить. Теперь мы ощущаем эту общую радость любви. Я думаю, что благодаря Лесе ее сестры растут счастливыми и красивыми людьми»...
Рассказывает мама двоих детей, младший сын которой, Валерий, умственный инвалид: «Когда его сестры две недели не было дома - он так ждал ее. А как он приехала - бросился к ней, обнялись в коридоре оба и плачут. Я спрашиваю: «Чего вы плачете?» А Валерий отвечает: «Ты что, мама, не понимаешь, как мы друг за другом соскучились - мы же брат и сестра...»
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)