Чрезмерный фокус на развитии ребенка или ограничение развития ребенка
Другим частым нарушением отношений между родителями и ребенком является чрезмерное фокусирование внимания родителей на развитии моторных / интеллектуальных способностей, стремление во что бы вылечить неполноценность или компенсировать ограничения в одной сфере развития особыми достижениями в другой. Тогда страдает эмоциональная сторона отношений между родителями и детьми, личностное развитие ребенка.
У Лены ДЦП, спастическая диплегия, что приводит к ее хоть и самостоятельному, но значительно затрудненному передвижению. Девочке 9 лет, она ходит во 2й класс общеобразовательной школы. Ей было бы значительно легче передвигаться на коляске, но мама не принимает этого и утверждает: чем больше ее дочь ходит самостоятельно, то лучше она будет ходить. Однако мама не замечает, насколько это трудно ее ребенку. Дома мама дополнительно 1,5 часа. Каждый вечер занимается с девочкой спортивными упражнениями, отказывая дочери играть с друзьями на улице. У дочки постепенно развились серьезные психологические проблемы: она стала все больше неуверена в себе, замкнулась - снизилась школьная успеваемость, ухудшились отношения с ровесниками. На это мама реагирует увеличением давления по обучению и школьной успеваемости: «Ты пойми, что если ногами ты слабее, то головой ты всех обгонишь»
Понятно, что за такой динамикой часто стоит неприятие родителями прогноза ребенка, их нереальные надежды на излечение. Иногда такие компенсаторные тенденции наблюдаются в родительских организациях, когда утверждается, что дети с определенным видом инвалидности (например, аутизм, синдром Дауна) «избранные», «лучше других детей», или когда родители устраивают между своими детьми своеобразные гонки « если мой ребенок инвалид, то между инвалидами он должна быть первым». Соответственно, пытаясь «превознести» собственного ребенка, родители могут свысока относиться к другим детям с тяжелыми формами инвалидности, отвергать их общество как «неравных» их ребенку.
Другая проблема связана с тем, что родители не принимают инвалидности ребенка и делают невероятные «инвестиции» в чудо исцеление ребенка, скрывают от ребенка правду о его болезни, что на самом деле не уменьшает, только усиливает психологический удар, когда ребенок со временем таки открывает правду. Тогда для ребенка боль двойная - не только от факта инвалидности, но и от осознания несостоятельности родителей принять тебя таким, какой ты есть.
Девятилетняя девочка во время консультации на вопрос, почему он грустная, признается: «Моя мама так хочет вылечить меня, чтобы я ходила, а у меня не получается...»
Противоположной этой реакции родителей, которая проявляется в недооценке возможностей ребенка по развитию, в отсутствии «инвестиций» состоит в том, чтобы помочь ребенку адаптироваться к своим ограничениям, с одной стороны, а с другой - развивать свои возможности и интегрироваться в жизнь сообщества. В таких случаях неполноценность воспринимается как непреодолимое препятствие к полноценной жизни, и ребенку отводится ограниченная возможность полу существования в условиях дома, а в лучших случаях - микро социальной среды. Такие реакции могут быть также проявлением депрессивного состояния матери / отца.
«В течение нескольких лет тщетные усилия вылечить Илью (мальчик с тяжелой формой ДЦП), я поняла, что вылечить его невозможно - вспоминает мама. У меня опустились руки. Я думала, что из него ничего не получится, что он ничего не сможет. Мы перестали с ним заниматься, круг общения наш было очень ограничен, фактически он сидел дома, я у него, а муж ездил по заработкам. Я думала тогда, что наша жизнь кончена, что в ней уже никогда не будет ничего светлого... Не раз была мысль открутить газ и закончить его и свои муки...»
За такими реакциями социальной изоляции особенного ребенка часто стоит родительский стыд, восприятие своего ребенка как социально значимого существа. В таких случаях часто наблюдается скрытие инвалидности ребенка от коллег, друзей, ограничение социальных контактов и создание для ребенка своеобразной «домашней резервации».
Юля (девочка с выраженной умственной отсталостью) живет в семье высокопоставленных чиновников. Впрочем, никто из их коллег и друзей не знает о ее существовании. Родители не ходят с ней на прогулки, ездят без нее на отдых, не берут в гости, и домой гостей не приглашают. Юля имеет свою комнату и няню. Комната обставлена дорогими игрушками. И это все ее мир...
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)