Эмоциональное неприятие особенного ребенка
Эта форма имеет целый спектр проявлений от явного отторжения, отказа от ребенка, физического / эмоционального ущемления к запустению или недостаточной заботе о ребенке, прохладного отношения к нему. За отказом от ребенка часто стоят чувства стыда, обусловленные реакциями социальной среды, которая не признает достоинства и ценности жизни такого ребенка. К сожалению, довольно типичны советы, а то и давление врачей отказаться от ребенка и различные сопутствующие комментарии: «Их этого ребенка ничего путного не будет, вы будете только мучиться с ним; вы еще молоды, родите себе второго». Так часто советуют и близкие родственники, и иногда линия раскола проходит в супружеской паре, а то и в родительском сердце.
«Я мучилась тогда пять дней в роддоме: забирать Лесю домой или нет. Одна часть меня уже любила ее, была готова заботиться о ней, какой бы она ни была, другая же боялась за нашу семью - что будет с ней? Или мы не выдержим? Или муж не останется со мной? Как это все отразится на нашей старшей дочери? Какая жизнь ждет меня как маму? « Вспоминает мама девочки с синдромом Дауна.
Отказ от ребенка, особенно в условиях социального давления относительно такого решения, становится возможностью побега от болезненной и реальности, однако не всегда механизм «избавиться от ребенка и забыть все, как страшный сон» срабатывает. Хроническое чувство вины, угрызения совести, депрессия часто становятся следующим этапом такого развития событий.
Отказ от ребенка часто связан со страхом за себя, свою семью и негативными социальными стереотипами относительно инвалидов. Иногда родители отмечают, что колебания отказаться от ребенка решаются только в процессе определенного личностного роста, освобождение от ориентации на общественное признание и системы ценностей «жизнь в свое удовольствие». Открытие красоты собственного ребенка, любовь к нему ведет, по словам родителей, к уменьшению эгоцентричной ориентации, открытие новых ценностей жизни, другой, более глубокой концепции счастья.
«Тогда я злилась на Бога - как Он мог такое допустить? Но со временем по-новому все поняла. Меня очистило страдание, меня очистил мой сын - от гордости, зависти, озлобленности, от жажды каких-то материальных вещей, к которым стремится мир. Я поняла, что это ничего не стоит. Я научилась понимать людей, хочу делать им добро. Это очень странно, что оно все так произошло... это счастье...»
«Кто знает, что было бы с нами, если бы у нас не родилась наша инвалид дочь, и мы бы не пережили всего того, через что перешли вместе с ней. Может, мы бы остались такие гордые, эгоистичные, сконцентрированы только на себе и на собственном счастье, какими были прежде, и, кроме каких-то материальных ценностей, для нас не было бы ничего важного. Жизнь с нашей доченькой научила нас действительно понимать людей, сделало нас сочувствующими. Благодаря ей мы нашли свой путь к Богу. За те годы мы научились чему-то важному - любить. И мы обнаружили, что большая радость в любви...
Эмоциональное неприятие собственного ребенка, отсутствие развития привязанности можно объяснять также и многими другими факторами, например, личностной патологией родителей, депрессией, эмоциональным / физическим истощением, восприятием ребенка (особенно это касается тяжелых инвалидов и умственно отсталых детей) сквозь призму негативных социальных стереотипов как "не человека, а существа, растения» и др. В таких случаях может быть недостаток заботы о ребенке, или чисто «механический» уход. Тогда значительно снижается оценка развивающего потенциала ребенка, не проводятся необходимое лечение и реабилитация. В случаях выраженной депрессии у родителей неполноценность ребенка может восприниматься как заслуженная кара, а трудности заботы о ребенке - как искупление своей вины. В крайних случаях тяжелой депрессии возможно совершение самоубийства и убийства ребенка.