Характеристики отношений между родителями и детьми
Качество отношений между родителями и их ребенком с особыми потребностями является, безусловно, одним из главных факторов, определяющих формирование личности ребенка, его эмоционально социальное развитие. Этот компонент развития особенно весомый по определению возможностей дальнейшей социальной интеграции ребенка, его будущего психологического комфорта или, говоря «ненаучным» языком - возможности прожить счастливую, полноценную жизнь. Взаимосвязь между стилем отцовства и формированием личности ребенка основательно доказана научно. Очевидно и то, что стиль отцовства не является неизменным, ригидной характеристикой личности отца или матери, как цвет глаз или кожи, а намного сложнее, индивидуальной характеристикой, которую только очень условно можно «подвести» под разработанный для проведения научных исследований «стандартизированный» родительские стиль, например, авторитарный, вседозволенности, авторитетный и тому подобное.
Стиль отцовства - это сложный, динамичный процесс который определяется и модифицируется многими факторами, такими как личность родителей, их возраст, состояние психического здоровья, супружеских отношений, пол, порядок рождения ребенка и другими его характеристиками. Здесь мы рассмотрим, как родительские стиль специфически связывают с отсталостью ребенка и особые трудности этим детерминируются. Без сомнения, неполноценность - лишь один из факторов, определяющих развитие отношений между родителями и ребенком, поэтому только с осознанием всей сложности и многогранности контекста отношений можно позволить себе предоставить перечень возможных осложнений и нарушений этих отношений. Фокус на патологических формах отношений, обусловленный, прежде всего клинической направленностью, не должен, впрочем, формировать стереотип патологического способа восприятия семьи, в которой есть ребенок с особыми потребностями. И хотя исследования указывают на повышенный риск нарушений отношений родители - ребенок - в частности, насилия и ущемления ребенка с особыми потребностями, ежедневный опыт работы с семьями свидетельствует о больших личностных ресурсах родителей и их способность даже в условиях большого стресса, нехватки адекватной социальной поддержки находить в себе силу, любовь и родительскую мудрость, чтобы помочь своему ребенку полноценно развиваться, реализовывать свои способности и таланты.
«Иногда учителя воспринимают родителей детей с неполноценностью особыми потребностями> в искаженном образе из-за социальных стереотипов или собственной тревоги. Часто, особенно в ранней литературе, родителей детей описывали и разделяли на категории - это создавало и поддерживало негативные стереотипы и предубеждения относительно них». Важно помнить, что так называемые «проблемные» родители являются часто таковыми лишь в глазах специалистов, которые воспринимают их предвзято и только на основании отдельных характеристик их поведения, цепляют на них отрицательные диагностические ярлыки. Описывая возможные негативные сценарии отношения родители - ребенок, стоит отметить также важность понимания сложной динамики этих отношений и факторов, которые определяют.
«Не существует плохих родителей - есть только родители, которые испытывают трудности и не имеют помощи».
Учитывая предыдущие замечания, подаем краткий перечень возможных форм нарушений отношений отца - ребенка с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)