Реакция женщин на рождение ребенка инвалида
Для женщины рождение особенного ребенка есть, кроме факторов и реакций, также личным кризисом. Биологическая роль женщины выносить и родить ребенка становится основой к ощущению личной ответственности за состояние ребенка, а в случае рождения особенного ребенка – также к ощущению собственной вины
Необходимо еще раз подчеркнуть, что речь идет не о каждой женщине, а скорее о метафоре, об обусловленной традиционными социальными стереотипами роль женщины
за это и чувство собственной материнской неполноценности. В происхождении этих чувств, которые в отдельных случаях могут достигать крайней патологии, также и традиционно социально обусловлена роль женщины «хранительницы домашнего очага», ответственной за развитие, воспитание детей.
«целая культура поддерживает мать в убеждении, что его дети - это отражение того, что она в них вложила». Красота, достижения, успехи детей является для матери крупнейшим ее личным самоутверждением. И так же, как для мужчины традиционной социально обусловленной главной сферой реализации и утверждения себя является его карьера, работа, то для женщины, можно условно сказать, дети - это ее карьера. Такой традиционный социальный стереотип поддерживала длительное время и психологическая наука.
«литература по психологии развития, в которой доминировала отчетливо материнская традиция, фокусировала внимание только на роли матери, аккумулируя особое внимание на ранних отношениях матери и ребенка. Такие взгляды на раннее развитие привели к психологическому детерминизму, который переводил на мать ответственность за все, что происходит, и потому ее обвиняли во всех нарушениях развития ребенка».
Особая ситуация складывается и вокруг родов - фактически человек и вся семья ждут тот подарок, который делает для них женщина - ребенка. В случае рождения особенного ребенка женщина чувствует, что вместо подарка мужчине должна разочаровать его...
«Меня мучил стыд и чувство вины. Ведь мой муж так ждал этого ребенка - и кого я вынесу ему из роддома, как посмотрю ему в глаза, что скажу родным?..».
Учитывая данные факторы рождение особенного ребенка для женщины особенно важно: оно может вызвать чувство вины и собственной материнской неполноценности. Эти чувства дополнительно усиливаются отторжением неполноценной личности, доминирующими культурными мифами о неполноценности (например, рождение особенного ребенка является Божьей карой за личные грехи родителей), а конце - приводят к потере веры в себя...
«Я тогда сломалась как человек, я перестала верить в себя - вспоминает мама особенного ребенка. До того, я помню, мне казалось, что я такая сильная, что могу горы переворачивать. Тогда же, в те годы тяжелого одиночества, я верила, что я никакая мама и женщина, мне нельзя было жениться, иметь детей и, пожалуй, другой судьбы не стою. Я потеряла себя. Помню, кто мне что говорил - я так и делала».
Чувство вины, если оно особенно выражено, может приводить к серьезным психосоциальным последствиям:
излишнее, « жертвенное» посвящение ребенку гиперпопеки и формирование симбиотической связи;
материнское самоотречение отсталому ребенку ведет к потере времени и внимания мужа, здоровых братьев / сестер; такое нездоровое, из чувства вины «самоотречение» ведет и к запустению себя, своих интересов, потребностей, личного развития. Крайней формой может стать «потребность мученичества» как средства самонаказания и искупления вины;
чувство вины перед ребенком может создавать также трудность того, чтобы определять ограничения и требования к ребенку, дисциплинировать его к здоровому образу жизни, а это ведет к вседозволенности, непоследовательности в воспитании и, как следствие - к поведенческим проблемам и нарушениям социального развития ребенка.
Традиционные озвучивания о гендерных ролях мужчины кормильца семьи и жены как хранительницы дома и детей часто приводит и к тому, что трудности и стресс, связанные с заботой о хронически больном ребенке падают преимущественно на плечи женщины. Учитывая многолетний характер этой заботы и социальную изоляцию, становится очевидным, насколько важна для физического / психического «выживания» женщины и ее личностного развития становится поддержка мужа и его участие в заботе о ребенке, гибкое отношение к семейным ролям. Чрезмерная, исключительная самоидентификация с ролью матери ребенка с особыми потребностями, может, как уже упоминалось, патологически нарушить функционирование целой семейной системы.
Важно осознавать, что неполноценности ребенка фактически отражается на всех социальных ролях женщины, всех аспектах ее жизни: женщина может считаться неполноценной мамой, ее самовосприятие себя как женщины или жены также может нарушаться. В реальности это может проявляться не только охлаждением супружеских отношений, потерей интимных отношений, но и общим запустением ухода за собой, заботы о внешнем виде и тому подобное. Уход за ребенком заставляет женщину часто запустить свою карьеру, профессиональную самореализацию. Социальные трудности могут вести к изоляции, уменьшению социальных контактов, потери подруг, сужение круга общения. Ирина указывает, что из ее опыта общения с матерями, она может сказать, что часто «с рождением особенного ребенка у мамы исчезает радость чувствовать себя женщиной».
Анализируя гендерные особенности реакции женщин на рождение особенного ребенка, стоит отметить еще одну особенность: хотя особый стресс для женщин может быть больше, чем для мужчин, они лучше справляются с ним, что обусловлено, по-видимому, тем, что женщинам разрешено выражать собственные чувства, искать и принимать социальную поддержку. Согласно большинству исследований, матери детей с неполноценностью различными формами инвалидности по сравнению с контрольной группой матерей здоровых детей имеют в основном одинаковые оценки по шкалам депрессии, социальной изоляции, злоупотребления алкоголем. Главным прогностическим фактором хорошей адаптации для женщины устойчиво является фактор социальной поддержки, в первую очередь - от мужа, а также от других людей. Способность человека оказывать такую поддержку зависит от его личности и гендерно обусловленных реакций.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)