Разнообразие стрессов
Межличностный стресс
Происходит от конфликтов в отношениях внутри семьи, и в социальном окружении со специалистами.
Информационный / интеллектуальный стресс
Связан с необходимостью понять проблему и нехваткой доступной или наличием очень противоречивой информации о том, что с ребенком, что значит его медицинский диагноз, в какой помощи он нуждается, поиском информации о доступных источниках помощи, методов реабилитации и др.
Экзистенциальный стресс
Рождения особенного ребенка, его болезнь ребенка, является серьезным испытанием для системы ценностей, мировоззрения, религиозных убеждений родителей.
«Почему это произошло именно с нами? Почему из тысяч людей эта судьба выпала именно нам? Почему? За что? Для чего? « Как нелегко это понять... Жила обычная семья, жила обычной жизнью, имела обычные мечты, и вот в семью приходит ребенок - и жизнь уже никогда не будет такой, о которой мечталось... Разрушаются выстроенные на будущее планы, в жизнь приходят страдания, качается под ногами земля, на которой стоишь - твое понимание того, каким должна быть жизнь, каким ты видишь счастье... в той жизни звучало как симфония - в нем ценности, ориентиры, смысл. Теперь симфония исчезла, ориентиры разрушены... «Как жить дальше? Для чего жить? Какой смысл во всех этих испытаниях? Какой вообще смысл в жизни? Есть ли он? И жизнь - это ли не абсурд, не лотерея, не игра судьбы, в которой одним везет, а другим - нет? Есть ли Бог? А если есть, то почему он молчит?
Почему он допускает это страдание? « Сколько тех вопросов тревожат душу бессонными ночами...
Мать девочки с прогрессирующим заболеванием головного мозга признается: «Я стала все чаще задумываться над общими вопросами: для чего я живу? Для чего живет моя дочь? Какой смысл нашей жизни и жизни вообще? Что есть после смерти? Для чего это все? Есть какая-то логика в нашей жизни и вселенной?»
Необходимо отметить, что не только реакция родителей на неполноценность ребенка определяется их мировоззренческими убеждениями, но есть и обратный процесс: присутствие такого ребенка часто меняет мировоззренческие установки и ценности семьи. Стрессы чрезвычайно сильны для родителей детей. И если некоторые родители могут переосмыслить жизнь и найти в ней смысл в контексте новых ценностей и ориентиров, то для других кризис может закончиться потерей религиозных убеждений, нигилизмом, ощущением абсурдности жизни. Была обнаружена связь между способностью родителей найти положительный смысл своему существованию в контексте жизнеутверждающей системы ценностей (в том числе религиозных) и качеством адаптации семьи к инвалидности. Об этом компоненте важно помнить в том аспекте сопровождения, который ориентирован на укрепление ресурсов семьи - осмысление своей жизненной дороги в свете религиозных ценностей, возможность поддержки для тех семей, в которых вера могут быть чрезвычайно весомым фактором поддержки.
Анализируя различные источники трудностей и стресса, стоит вспомнить, что называется структурами социальных возможностей. К ним он относятся:
- Доступ к качественной медицинской помощи;
- Наличие соответствующих образовательных программ и учреждений;
- Поддержка со стороны родственников и друзей;
- Наличие детских садов, центров домашнего пребывания;
- Адекватная финансовая поддержка со стороны государства;
- Присутствие доброжелательных соседей;
- Доступность программ терапии;
- Возможности для отдыха, досуга;
- Доступность специального оборудования, если это необходимо;
- Наличие друзей и социальных возможностей для особенного ребенка;
- Наличие транспортных средств.
Одной из главных причин стресса является, собственно, недостаток этих структур социальных возможностей, которые есть предпосылкой к обеспечению возможности полноценного развития и социальной интеграции, самореализации особенного ребенка и его семьи.
Исследования оценивали уровень стресса в семьях, где есть хронически больной / ребенок показали более высокий уровень стресса, чем в контрольной группе. Выраженность стресса связана со степенью и формой инвалидности ребенка, наличием социальных ресурсов поддержки, характером отношений в семье и другими факторами.
Тяжелые, комбинированные формы инвалидности особенно стрессовые, ведь прогресс ребенка в развитии, конечно, очень незначительный во времени, потребность в постоянной опеке высокая социальная невосприимчивость, отторжение часто более выражено, чем при легких формах инвалидности. Впрочем, и легкие формы инвалидности часто тоже могут сопровождаться высоким уровнем стресса для семьи - ведь часто при легких формах неполноценность едва заметна, поэтому иногда ожидания окружения такие же как к здоровой личности, более сильное осуждение при несостоятельности удовлетворить эти ожидания. Дети с легкими формами инвалидности чаще интегрированные в обычную среду сверстников, что, одного стороны, дает им положительный опыт, с другой - делает их частым объектом насмешек. Источником стресса для этих детей могут быть и попытки скрыть собственную неполноценность, сделать ее незаметной - эти попытки обречены, конечно же, на неудачу. Таким образом, дети с легкими формами инвалидности часто изгнанники - они не идентифицируют себя с группой инвалидов с одной стороны, а с другой их часто принимают в свои ряды среду здоровые сверстники. Поэтому эти дети чаще имеют низкую самооценку, социальные проблемы, что также является источником значительного стресса для родителей, причиной их беспокойства и тревог.
Само по себе наличие или отсутствие стресса не является признаком психопатологии, ведь стресс - это нормальная часть жизни, и большинство семей справляются с ним без негативных последствий. Отдельного внимания требуют ситуации, когда семья хронически переживает высокий уровень стресса. Его возможные негативные последствия, которые сказываются на физическом и психическом здоровье всех членов семьи, хорошо известны.
«Высокий уровень стресса, если он хронический, может значительно снизить уровень энергии человека, снизить его иммунитет, привести к соматическим болезням, ухудшить качество функционирования, работоспособности, привести к эмоциональному истощению, в конце концов, притуплению эмоций, нарушить межличностные отношения человека»
Для многих семей, где есть ребенок с особыми потребностями, уровень стресса действительно «хронический и высокий», а потому, если семья не получает внешней поддержки, а также не находит эффективных механизмов, как преодолевать этот стресс, существует серьезная угроза для психического и физического здоровья его членов:
«Хроническая потребность в опеке является той чертой, которая отличает семью, где есть особенный ребенок, от семей, где таких детей нет. Забота нужна 24 часа в день, 7 дней в неделю и много лет. Стрессы непрерывные, они истощают семью физически и психически. Бремя заботы не только хроническое, но и угнетающее: это бремя часто воспринимается как черная туча, нависшая над семьей и годами висит над ней. Заглядывая в будущее, члены семьи могут не находить там утешения. Вместо независимости и роста семья может видеть впереди только отчаяние, зависимость и социальную изоляцию».
Однако сама степень стресса еще не означает дисфункции и семейного кризиса:
«Степень семейного кризиса, зависит от того, как семья воспринимает трудности, свой опыт, какое значение ему придает, в какой мере члены семьи поддерживают друг друга, и есть ли внешние источники социальной поддержки».
Поэтому степень стресса не определяющий, многое зависит от того, как семья справляется со стрессом. Модель влияния стресса на семью это так называемая ABCY модель семейного кризиса.
В ней фактор А - это стресс, который является угрозой для стабильности и безопасности семьи.
Фактор В - это те ресурсы, внутренние и внешние, которые семья может использовать, чтобы уменьшить или нейтрализовать стресс.
Фактор С - это тот смысл, который семья предоставляет стрессу, когнитивная эмоциональная оценка.
И только результат взаимодействия этих трех факторов будет определять Х - то есть, разовьется в результате стресса семейная дисфункция или нет. В этой модели внимание сосредоточено на факторах В и С - именно они потенциально защитные и отмечают упомянутые утверждения, что именно социальные ресурсы семьи, а также ее гибкость, способность к взаимопомощи, творческому поиску решений, открытости внешних источников поддержки, а также способность переосмыслить проблему в рамках этических и духовных ценностей, философии «утверждения жизни», позволяют семье защититься и выстоять перед нашествием факторов стресса.