Шефство волонтеров над Центром реабилитации инвалидов
С сентября 2008 года ученики лицея по инициативе ученического самоуправления оказывают постоянную помощь Центру реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Например, ученики, обучающиеся по профессии «Живописец», выполняют оформление помещений и стендов, окон; иллюстрации для методических разработок; разделители в библиотеке; декорации к играм; плакаты в массажном кабинете; другие стенды, плакаты и тому подобное.
В декабре 2008 года лидер учащейся республики ПЛСО, как Президент самоуправления ПТУЗ, выступил по телевидению с призывом к молодежи города оказать посильную помощь Центру. Вице-президент УР ПЛСО организовала учеников своей группы по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ» для оформления внутренней отделки помещений Центра, стендов, методических материалов, а также праздничной росписи окон актового зала к Новому году. Ученическому самоуправлению ПЛСО была выражена Благодарность от директора Центра.
В ноябре 2009 года по инициативе ученического самоуправления в Профессиональном лицее сферы обслуживания прошла неделя милосердия, за время которой ученики собрали машину вещей: книги, канцтовары, спортивный инвентарь, настольные игры, реабилитационное оборудование, в том числе две инвалидные коляски. Эти вещи были переданы Центру реабилитации для лиц с ограниченными физическими возможностями. В этот день ученики-волонтеры выступили здесь с концертом, во время которого пели, танцевали и показали коллекцию одежды из нетрадиционных материалов. Подопечные Центра горячо благодарили лицеистов.
Такие акции стали традиционными, и в 2010 году лидеры ученического самоуправления с командой добровольцев объявили в лицее акцию «Добро своими руками». В ноябре в ПЛСО прошла неделя по сбору благотворительной помощи для лиц с ограниченными возможностями, и в результате ученики всех групп собрали большое количество книг, игрушек, настольных игр, дисков с играми и фильмами, широкий спектр канцелярских и галантерейных товаров, одежду и обувь. Зная о том, что в центре начал работать кружок рисования, особое внимание волонтеры уделили приобретению красок.
Все предметы благотворительной помощи были распределены заранее – для каждого подопечного Центра собран адресной комплект в соответствии с его потребностями и с учетом его интересов.
Концертная программа включила самые разнообразные номера. Вокальная группа лицея исполнила песни «Есть только миг», «Я буду жить для тебя», «Просто подари», «Куда уходит детство»; танцевальный коллектив исполнил хип-польку, восточный и цыганский танцы; команда КВН «Лакомка» показала свою визитную карточку; кроме того, была представлена и вознаграждена бурными аплодисментами подопечных Центра новая коллекция бальных платьев из нетрадиционных материалов «Бал у Людовика XIV.
В финале мероприятия волонтеры вручили подарки инвалидам. Полным сюрпризом для лицеистов были в ответ подарки от подопечных Центра – все участники концерта получили на память о встрече сувениры, сделанные руками инвалидов.
Помощь волонтеров ПЛСО пенсионерам и инвалидам пожилого возраста
23 сентября 2010 для одиноких пенсионеров и инвалидов, подопечных Центра социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан состоялась экскурсия в каменоломни. Прибыв в Центр, ученики-волонтеры Профессионального лицея сферы обслуживания встретили ветеранов у подъезда дома, вручили цветы и на протяжении всего дня оказывали помощь в сопровождении. Представители групп (профессия «Повар») с трепетом и уважением слушали рассказы о нелегкой жизни теперь уже одиноких людей, о трудовых буднях, о героическом прошлом.
Новая экспозиция каменоломен взволновала и молодежь, и ветеранов. Со слезами на глазах ученики-волонтеры и ветераны почтили минутой молчания всех погибших в Великой Отечественной войне. И по солдатской традиции у выхода из каменоломен дорогих ветеранов уже ждала полевая кухня. Ученики-волонтеры ПЛСО передали ветеранам сладкое угощение к чаю.
Такие неформальные встречи молодежи с пожилыми людьми сближают поколения, дают ученикам возможность сочувствовать старшему поколению, быть внимательнее, нежнее к ним, а старшему поколению понять молодых, убедиться, что ученики помнят историю своего города и страны.
Обучение для лидеров волонтерского движения
Будучи куратором ученического самоуправления в лицее, я помогаю ученикам не только воплотить в жизнь самые смелые идеи, но и совершенствовать свои знания в области общественной деятельности. В феврале 2011 года мы вместе с лидерами ученического самоуправления ПЛСО (вице-президент УР и членом парламента УР) приняли участие в двух тренингах «Работа в команде» и «Волонтер», которые проводились в городе в рамках проекта «поддержка местных общественных инициатив». Данный проект известен своими программами мини-грантов, мастер-классами и семинарами – такими, например, как «Поддержка и развитие гражданской инициативы родителей-инвалидов детства «Маленькая страна», который реализовала организация «Центр помощи детям-инвалидам». Участие в подобных тренингах стимулирует творческую энергию молодежи, расширяет ее кругозор. В частности, тренинг «Волонтерство» показал различные аспекты работы с добровольцами. Ведь у каждого человека есть своя мотивация для того, чтобы стать волонтером, например:
- освоение нового умения, развитие таланта
- встреча с людьми, дружеские контакты
- желание улучшить условия жизни, работы
- реализация собственных интересов или хобби
- выражение симпатии и интереса к другим людям
- чувство долга и ответственности
- возможность воплотить в жизнь свои идеи
- разумное использование свободного времени
- способ забыть о болезни, которая мучает или проблемы, «побег» из дома
- способ передать свой прошлый опыт другим
- необходимость почувствовать себя полноценным
- контакт со средствами массовой информации
- освоение новых навыков и др.
Человек, обладающий положительным опытом из своей работы добровольцем, становится лучшим примером такого рода работы. Кроме того, лидеры ПЛСО получили весьма ценные советы, как организовать добровольцев среди лицеистов, как построить стратегию привлечения волонтеров.
За последние несколько лет в России значительно увеличилось число лиц, осуществляющих волонтерскую деятельность и стремящихся приобщиться к участию в ней. Это свидетельствует о возрастающей роли и мощности волонтерского движения в стране.
Это очень важное дело для воспитания и самовоспитания молодого человека. Когда волонтер впервые посещает Центр реабилитации инвалидов, какое бы замечательное учреждение оно ни было – всегда уходит оттуда со слезами на глазах.
Есть и другое, общественное, значение волонтерского движения. Если социально активная молодежь – это будущие политики, будущие менеджеры, те, кто поведет страну дальше, то они будут понимать, что существуют социальные проблемы, думать о том, как живут люди. То есть это многослойная работа, ориентированная на будущее, на смену сознания. Если человек, который пройдет школу волонтеров, станет народным депутатом, он будет выписывать соответствующий закон особенно тщательно, так как у него перед глазами будут стоять живые картинки из собственного опыта. Если волонтер в юном возрасте поймет свою социальную значимость, он и голосовать пойдет, и выбирать правильную власть, и будет пытаться приносить пользу обществу, и понимать, что может сделать что-то для своей страны. Поэтому мы и надеемся, что волонтерство будет активно развиваться в России, для этого есть все предпосылки.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)