Трудоустройство, образование и профессиональная подготовка инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
Одной из главных задач, которые стоят перед системой профессионально-технического образования, является изменение общечеловеческой мысли о подготовке рабочих.
Сегодняшние профтехучилища значительно отличаются от тех, что были 20-30 лет назад. Около 80% учебных заведений, входящих в систему ПТУ, являются многопрофильными (ведется подготовка по большому количеству профессий) и многофункциональными (есть программы с различными сроками обучения для молодежи, инвалидов).
Надо отметить, мнение, которое сложилось в обществе о том, что активная трудовая деятельность является главным показателем успешной социализации, разделяет и основная часть лиц с ограниченными возможностями (79,3%). До сих пор категория людей, которая нас интересует, имеет в обществе менее благоприятный статус, чем большинство здоровых людей. Круг возможных специальностей для них ограничен, так как общество еще не до конца готово адекватно воспринимать людей с физическими недостатками, которые занимают престижную позицию в социуме, активно и успешно взаимодействующих с окружающими. Результаты проведенного социологического опроса показали, что 20,7% еще не определились с профессией, а выбор тех, кто определился, был подчинен отнюдь не критериям престижности, высокой платы, интереса к профессии, а именно, возможности дальнейшего трудоустройства и советам старших. Необходимо отметить, что двух последних критериев в 3 раза меньше придерживаются здоровые люди при выборе профессии.
Действительно, наибольшие трудности возникают перед выпускниками именно в процессе трудоустройства. Они обусловлены, прежде всего, нежеланием администрации брать на работу инвалида.
Кроме того, проблему для молодых людей с физическими недостатками представляет общение со здоровыми людьми, которые не желают входить в дружеское общение с инвалидом, погружаться в его проблемы. Так, по мнению самих инвалидов, более половины представителей общества избегают общения с ними, и только некоторые из них проявляют дружелюбие.
С принятием в последние годы ряд законов и нормативных актов, наблюдается положительная тенденция в получении инвалидами с детства образования и профессии, однако социологическое исследование показало, что уровень образования и профессиональной подготовки инвалидов по-прежнему недопустимо низок.
Итак, наиболее значимым для жизнеобеспечения инвалидов остается решение ряда организационно-управленческих проблем в сферах образования, занятости, реабилитации. Безусловно, что, имея достаточный уровень мотивации и потенциала в целом, инвалиды при обеспечении им условий равных возможностей (независимого существования) способны реабилитироваться и социализироваться адекватно запросам современного общества.
Необходимо развитие системы непрерывного многоуровневого профессионального образования инвалидов с использованием адекватных психофизическим возможностям технологий обучения. Компьютерные технологии, которые обеспечивают широкий информационный доступ, а также, которые являются инструментом профессиональной деятельности следует считать приоритетными. Необходимо включить профессиональное образование инвалидов в единую методологическую и технологическую цепочку.
Инвалиды должны иметь возможность участвовать в оценке своих возможностей, которые необходимы для определения возможностей добиться успеха; помогают найти варианты выбора возможной работы.
Профориентация должна включать анализ медицинского, психологического, образовательного, профессионального и социального уровня инвалидов и их возможного развития.
Целью профессиональной подготовки и реабилитации должна быть помощь инвалидам найти и удержать работу, подниматься по служебной лестнице и тем самым содействие их интеграции и реинтеграции в общество.
Профессиональная подготовка и реабилитация должны: быть доступными для всех категорий инвалидов, охватывать все виды деятельности с целью расширения круга выбора профессий для инвалидов, соответствовать развитию рынка труда.
Профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
Все инвалиды, независимо от характера и степени инвалидности, должны иметь право на соответствующее бесплатное образование с учетом их потребностей и желаний.
Образование должно позволить инвалидам: достичь наивысшего уровня личного развития; стремиться учиться в зависимости от своей инвалидности и с помощью технических средств; смириться со своей инвалидностью и приобрести необходимую квалификацию для преодоления стоящих перед ними препятствий.
Образование должно помочь инвалидам достичь наибольшей экономической независимости и участвовать в социальном развитии своей страны. Кроме теоретических знаний, образование молодых инвалидов должно включать: социальные навыки и подготовку к независимой жизни в сотрудничестве с родителями и учителями, и практическую помощь с тем, чтобы помочь им справляться с проблемами жизни и интегрироваться в общество.
Профессии, которым обучают в профессиональных заведениях, постоянно обновляются в соответствии с потребностями работодателей. Сейчас строительным организациям нужны не просто каменщики, а каменщики-арматурщики, бетонщики-арматурщики, поэтому подготовка ведется уже с учетом новых стандартов.
Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая выступает важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства:
- профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор)
- психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение по программам основного общего образования, общего-среднего образования, среднего и высшего профессионального образования;
- повышение квалификации;
- содействие трудоустройству;
- квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству. Потому как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, которые являются последствиями трудоустройства инвалидов.
Профессиональное образование и трудоустройство согласно полученной профессии тесным образом связано друг с другом, особенно в социальной сфере защиты инвалидов.
У инвалидов, как правило, значительно меньше возможностей в конструировании собственных профессиональных траекторий. Поэтому выбор профессии для них с большей вероятностью становится судьбоносным.
Необходимо подходить к профориентации инвалидов системно, охватывая все связанные с профессиональным обучением аспекты. Особенно, одной их из важнейших задач является определение номенклатуры требовать в информационно технологической отрасли и ее прилагаемых профессиях, которые были бы доступны инвалидам. Это, действительно, требует специальных исследований, взаимоотношений с отраслевиками, их ассоциациями и объединениями.
Вместе нужно определить требования к профессиональной компетенции для таких профессий, учитывая специфику условий труда инвалидов. В дальнейшем – разработать программы обучения таким компетенциям, создать учебно-методическую базу для соответствующей образовательной деятельности, подготовить преподавательские кадры, продумать вопросы к аттестации, стажировке, трудоустройству.
Таким образом, главной нашей задачей является подготовка инвалидов для работы в качестве профессионалов в области информационных технологий, чтобы инвалиды смогли заняться интеллектуальной продуктивной деятельностью, почувствовать себя полноправными членами общества, внести посильную лепту в создание валового продукта страны, повысить свой уровень жизни, обеспечить материально свою семью.
Профессиональное образование безработных инвалидов на региональном уровне в основном осуществляется в рамках программ «Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов». Их финансирование происходит из средств государственного фонда занятости населения, местных бюджетов. Но в реализации этих программ очевидна узость профилей профессиональной подготовки инвалидов: в техникумах инвалидов обучают по 16 специальностям, а в ПТУ – по 31 специальности. Среди специальностей отсутствуют относительно престижные для молодежи профессии, доступные для большей части инвалидов: наладчик станков и манипуляторов с программным управлением, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, моделирование и конструирование изделий народного потребления.
Служба занятости проводит профессиональное обучение инвалидов в учебно-курсовых комбинатах, учреждениях среднего профессионального образования. Во время учебы в неспециализированных учебных заведениях чаще всего используется индивидуальный метод обучения.
Наиболее распространенным средством предоставления рабочих мест тем инвалидам, которые не способны участвовать в основном процессе занятости, являются специализированные предприятия.
Специализированные предприятия всегда предназначены для отдельных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма (слепые, с нарушениями умственного развития и двигательного аппарата). Но трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов.
Передвижения из специализированной в обычную форму занятости должно быть целью политики государства по отношению к инвалидам. Это происходит достаточно редко по таким причинам: инвалиды часто опасаются передвижения на основной рынок труда из-за возможных неудач в общем процессе занятости; инвалиды могут потерять определенные льготы, которые они получают, работая на специализированном предприятии; целью руководителей специализированных предприятий может выступать достижение определенного уровня занятости инвалидов, так как они получают налоговые льготы.
Проблема социальной и экономической интеграции людей с инвалидностью — это проблема национального масштаба. Без осознанного участия каждого человека в этом процессе полноценного результата не достичь. Именно сознание должно перевернуться, и должно измениться отношение к инвалидам, вноситься посильный вклад в то, чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя полноценным членом общества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)