Инклюзивное образование – один из аспектов прав человека
Цель инклюзивного образования
Инклюзивное образование, как один из подходов к образованию, ориентированный на развитие, имеет целью удовлетворение образовательных потребностей всех детей, молодежи и взрослых с предоставлением особого внимания тем из них, кто исключен из образовательного процесса. Принцип инклюзивного образования был утвержден на всемирной конференции по вопросам образования для лиц с особыми потребностями. Инклюзивное образование предполагает, что «... учебные заведения должны принимать всех детей, несмотря на их физическую, интеллектуальную, социальную, эмоциональную, языковую или иную особенность. К ним относятся дети с умственными и физическими недостатками».
В основе инклюзивного образования лежит право человека на образование, право ребенка не поддаваться дискриминации. Логическим следствием этого является то, что все дети имеют право получать образование в такой форме, которая не подвергает их дискриминации на основе умственных или физических особенностей, этнической принадлежности, вероисповедания, языка, способностей и тому подобное.
Кроме того, существуют достаточно важные гуманистические, экономические, социальные и политические причины для осуществления политики, ориентированной на инклюзивное образование, она служит также средством для обеспечения развития личности и установления отношений между отдельными лицами, группами людей и странами.
Инклюзивное образование – это:
- определение того, что все дети могут учиться;
- работа со всеми детьми, независимо от их возраста, национальности, языка, происхождения, особенностей развития;
- совершенствование образовательных структур систем и методик для обеспечения потребностей всех детей;
- динамический процесс, который постоянно находится в развитии;
- система образовательных услуг, основанная на принципе обеспечения основного права детей на образование;
- подход, который помогает адаптировать образовательную программу и учебную среда к потребностям учащихся, отличающихся своими учебными возможностями;
- часть большой стратегии по созданию инклюзивного общества.
2.2 Ключевые элементы инклюзивного образования
Инклюзия – это процесс. Она должна рассматриваться как постоянный бесконечный поиск лучших способов реагирования на человеческое разнообразие. Это обучение тому, как жить, принимая все различия, и учиться, несмотря на это. В такой ситуации различия видятся позитивно – как стимулы, способствующие получению знаний.
Инклюзия связана с определением и преодолением барьеров. Поэтому она включает накопление, классификацию и анализ информации из разных источников и с целью планирования улучшения в политике и практике.
Инклюзия – это присутствие, участие и достижения всех учеников. Присутствие в этом случае означает то, «где дети учатся и как часто они посещают учебное заведение»; под участием подразумевается равенство в получении опыта в стенах учебного заведения, а значит, каждый из учеников должен принимать мнения других; и достижения – это результат обучения по всей программе, а вовсе не результаты тестов или экзаменов.
Инклюзия акцентирует внимание на тех группах учащихся, которые более склонны к исключению, маргинализации или не усвоения знаний. Это подразумевает ответственность проведения мониторинга тех групп, которые статистически находятся в зоне большего риска, а также при необходимости сделать шаг к обеспечению их присутствия, участия и достижений в системе образования.
Инклюзивное учебное заведение – это учреждение, которое обеспечивает инклюзивное образование, как систему образовательных услуг, в частности: адаптирует учебные программы и планы, физическую среду, методы и формы обучения, использует существующие в обществе ресурсы, привлекает родителей, сотрудничает со специалистами для предоставления специальных услуг в соответствии с различными образовательными потребностями детей, создает положительный климат в учебной среде
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)