Социальный портрет ребенка-инвалида
История развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь от физического уничтожения, непризнания, изоляции к интеграции людей с физическими и психическими отклонениями.
Инвалидность – проблема не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Детей, о которых идет речь называют дети-инвалиды, а значит, нетипичные, поскольку они ведут и развиваются не так как другие, по-своему.
Актуальность проблемы работы с детьми-инвалидами в России связана с непрерывным ростом числа таких детей в обществе. Так, по данным Министерства здравоохранения, умственная отсталость составляет 23,1% всех психических заболеваний. На учете службы здравоохранения находится 53175 детей до 15 лет, или 608,1 на 100 тыс. населения. Из 278000 умственно отсталых лиц разного возраста у 59 128 диагностирована умственная отсталость легкой степени, а 218 873 – имеют среднюю и тяжелую степень отсталости.
Дети-инвалиды – это дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, учебой, общением, трудовой деятельностью.
Дети-инвалиды часто переживают негативные ощущения при общении с людьми, после обычной прогулки во дворе, они часто возвращаются домой с плохим настроением, поскольку во время этой прогулки могут неоднократно услышать насмешки со стороны сверстников, или просто прохожих. Но не только слово может обидеть таких детей, а также «косой» взгляд со стороны взрослых может глубоко ранить чувства ребенка.
С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии.
Для детей-инвалидов характерна сосредоточенность, но из-за своей болезни, им трудно общаться, они привыкли к опеке, несамостоятельные, застенчивы. Кроме того, отмечаются еще и специфические особенности, связанные с тем или иным заболеванием или патологией. Умственно отсталые дети поздно начинают держать головку, сидеть, ходить, их движения однообразны, они вялые, неловкие. У них нарушена психика (восприятие, мышление, память и речь), они плохо воспринимают окружающих, не вступают в разговор. Дети с синдромом Дауна подвержены внушаемости, они обожают педагога, подражают ему. Они аккуратные, большинство ласковые, доброжелательные, уравновешенные. Но часто они бывают в состоянии недоброжелательности. Дети с нарушениями обмена, заболеваниями печени не выдерживают длительных занятий, трудно воспринимают счет и грамоту, но эмоциональные и стремятся учиться.
Для детей с церебральным параличом, кроме двигательных недостатков, характерна общая недоразвитость. Они не могут обслуживать себя, но при обучении хорошо усваивают назидания педагога.
Важным и главным институтом социализации детей-инвалидов является семья. Именно в ней создается та необходимая любому ребенку среда, в которой он может овладеть человеческими формами поведения, развить душевные и моральные качества.
Чаще всего наблюдается две модели воспитания (развитие и взросление нетипичного ребенка) в семье: ребенку уделяется или мало времени и внимания, или много. Но и недостаток и чрезмерная опека, чрезмерный контроль негативно сказываются на ребенке. Гиперопека подавляет активность маленького человека, его стремление к самостоятельности. Дети, как правило, копируют в своей жизни те модели, которые отражены в них с детства, то, что они видели в семье, где выросли. Следует обратить внимание и на специфические потребности детей-инвалидов. За основу рассмотрения потребностей ребенка-инвалида необходимо взять общепринятую иерархию потребностей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)