Развитие идеи социально-педагогической поддержки детей-инвалидов в историческом контексте
Развитие национальных систем специального образования во все исторические периоды связана с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, политикой государства по отношению к детям-инвалидам, законодательством в сфере образования в целом, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики, мировым историко-педагогическим процессом.
Русским исследователем были основательно рассмотрены вопросы социально-педагогической поддержки детей-инвалидов в различные исторические этапы, таким образом в нашем исследовании мы будем опираться на его мнение.
Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, но в то же время и заботы тех, кто страдает. Во всех европейских странах, включая и Древнюю Русь, почти до средневековья отношение к детям не отличалось гуманностью. Так, родители распоряжались детьми по своему усмотрению, они могли больного или «лишнего», «ненужного» ребенка выбросить на улицу, а в худшем случае продать в рабство или даже убить. Отношение к детям-инвалидам выражалось в манере поведения, в характере того статуса, который для них предназначен. Если сравнивать отношение к детям-инвалидам в современное время и во времена стоиков, Спарты и Древнего Рима, то можно отметить, что отношение к инвалидам очень сильно изменились. Примером может служить отношение к детям-инвалидам со стороны древнегреческой Спарты, где такие дети, физически неполноценные – просто уничтожались. Сенека поддерживал данную точку зрения, и указывал, что это необходимость, направленная на отделение «непригодного» от здорового, он писал: «Мы убиваем уродов и топим детей, рождающихся на свет хилыми и уродливыми. Мы поступаем так не из-за гнева или досады, а руководствуясь правилами разума: отделять непригодное здорового».
В период с IX-VIII вв. до н.э. – XII вв. н.э. западноевропейская цивилизация, насколько позволяют судить литературные источники, проходит путь от отторжения и агрессии по отношению к людям с выраженными отклонениями в развитии, к первому осознание монархом необходимости помощи детям-инвалидам, или организации общественных учреждений для помощи детям-инвалидам. Об этом свидетельствует хронология важнейших исторических событий:
- 369 г. Открывается первый хоспис (больница при монастыре) с приютом для психически больных (Византия)
- IX – VIII вв. Закон Ликурга рекомендует убивать физически неполноценных детей (Спарта)
- IV в. медицина считает природу глухоты – сверхъестественной, а глухого – обреченным на немоту (Гиппократ)
- III – IV вв. – Слепые и калеки начинают получать помощь в монастырях, но в период средневековой инквизиции в Европе любую аномалию провозглашали проявлением «злого духа на земле».
Оценка Аристотелем и Гиппократом статуса умственных способностей глухих, была огромным препятствием на пути попыток их обучения в течение двух тысяч лет. Мнение великих о том, что учить глухонемых невозможно в принципе, пагубно влияло как на общественное мнение, так и на педагогическую практику.
В славянских государствах на детей-инвалидов смотрели как на «божьих людей» и защищали ореолом святости.
Невозможно не отметить отношение выдающихся педагогов к проблеме педагогической поддержки детей-инвалидов. Так чешский мыслитель-гуманист первым из педагогов выдвинул положение о необходимости заботиться, о воспитании и обучении слабоумных. В своем труде педагог пишет: «Ведь кто усомнился бы в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободиться от своей тупости... Кто по природе медленнее, тот тем больше нуждается в помощи, чтобы по возможности освободиться от бессмысленной тупости и глупости. И нельзя найти такого слабоумия, которому совсем уж не могло бы помочь образование». Он был убежден, что всем аномальным детям можно дать образование.
Европейским государствам понадобилось почти шесть веков для перехода от осознания необходимости заботы о различных категориях аномальных людей к осознанию возможности обучения хотя бы части из них (сначала только лиц с сенсорными нарушениями).
Период с конца XVIII в. до начала XX в. – это время кардинального изменения отношения общества и государства к «неполноценному меньшинству», становления и утверждения нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными отклонениями в развитии, введения всеобщего начального обучения. Переворот в государственной политике и общественном сознании был подготовлен идеями мыслителей эпох Ренессанса и Просвещения, «Декларацией прав человека», но в это время большое внимание уделялось проблемам обучения слепых и глухих. Именно для них открывались новые школы, больницы и тому подобное.
С начала XX века до 70-х годов Западная Европа проходит путь от понимания необходимости специального образования глухих, слепых, умственно отсталых детей к осознанию необходимости предоставить образование всем детям с отклонениями в развитии. Это время совершенствования и дифференциации национальных систем образования, становления новых типов специальных школ и новых типов специального обучения.
После Второй Мировой войны по литературным данным можно проследить хронологию важнейших событий политической, экономической, культурной жизни инвалидов:
- 1945г. Учредительная конференция ООН по вопросам образования и науки и культуры. Где был поднят вопрос об образовании детей-инвалидов;
- 1961г. Принята Европейская социальная хартия, которая включает статью «Право физически и умственно нетрудоспособных лиц на профессиональную подготовку восстановления работоспособности и социальной реабилитации»;
- 1971г. Декларация о правах умственно отсталых людей;
- 1975г. Декларация о правах инвалидов провозглашает, что они имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди; заявляет о том, что инвалиды должны пользоваться равноправными отношениями и услугами.
Парадоксально звучит, но именно Вторая Мировая война способствовала прогрессу социального улучшения инвалидов в обществе.
Государства объединили усилия с целью поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества.
Всеобщая декларация о правах человека ООН (1948г.) закрепила новое мировоззрение граждан к инвалидам:
- все люди рождаются свободными в своем достоинстве и правах;
- каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность;
- все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.
Этапы эволюции отношения общества к инвалидам, которое было сформировано в период с VIII в. до конца ХХ в.
В становлении национальных систем специального образования вслед за исследователем, можно выделить общие для всех европейских стран этапы: предысторию и формирование предпосылок (0), развертывание специальных образовательных учреждений и законодательное оформление систем (I), развитие и дифференциацию систем (II), свертывания специальных учреждений и создание новых организационных основ системы специального образования (Ш).
Первый период западноевропейской истории с IX. до н.э. по XII в. н.э., можно утверждать, что отношение общества и государства к лицам с выраженными отклонениями в умственном и физическом развитии колебалось от агрессивного и нетерпимого до равнодушного. В античном мире дети, родившиеся с грубыми физическими или умственными недостатками, в большинстве случаев обрекались на смерть.
Второй период, нач. XII - к. XVIII в., можно утверждать: разделение людей по их социально-экономической полезности для общества на «ценных» и «неполноценных» автоматически относит к последним слабоумных, психически больных, лиц с грубыми физическими недостатками; опыт успешного индивидуального обучения детей-инвалидов (XVI - XVII вв.) не влечет организацию специальных учебных заведений.
На отрезок времени с конца XVIII до начала XX в. приходятся глобальные сдвиги в жизни «неполноценного меньшинства», которые обусловлены кардинальными изменениями европейского менталитета. Осуществлен переход от осознания возможности к осознанию необходимости и целесообразности обучения глухих, слепых и умственно отсталых. Впервые в истории европейской цивилизации инвалиды становятся объектом внимания правительств и общественных движений, чья инициатива направляется теперь уже не только на попечение, как это было раньше, но и на обучение и образование глухих, слепых и умственно отсталых.
Четвертый период, нач. XX – семидесятые годы XX в., соотносится с этапом дифференциации системы специального образования, именно на этом этапе она достигает своего структурного совершенства и максимального охвата нуждающихся. Развитие и совершенствование специального образования осуществляется во второй половине XX столетия в контексте нового понимания прав человека.
Пятый период эволюции соотносится с этапом сворачивания сети специальных учреждений, перестройки организационных основ специального образования, интенсивного внедрения интеграционных подходов, детерминированных новым пониманием мировым сообществом прав меньшинств, формированием новой культурной нормы – уважение к различиям между людьми.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что отношение к инвалидам кардинально менялось на протяжении истории. В эволюции отношения к инвалидам все страны прошли периоды от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости помощи, от заботы к осознанию возможности обучения, от осознания возможности к осознанию необходимости обучения, от обучения отдельных категорий аномальных детей к дифференцированной системе специального образования, от изоляции к интеграции: сначала избавлялись от неполноценных уродов, потом защищали себя от ущербных, потом начали опекать и обучать аномальных, наконец, поднялись к признанию лиц с нарушениями в развитии такими же гражданами, как все, а сегодня готовы признать право людей с проблемами быть не такими как все, отличными от большинства. Современное общество пришло к частичному пониманию и принятию инвалидов как полноправных членов общества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)