Основные принципы работы с учащимися, имеющими особые потребности
- Исключить авторитарность и административно-карательный подход к детям;
- Ориентирование на личность воспитанника;
- Вызвать чувство самооценки;
- Толерантность, отсутствие враждебности и упреков;
- Диалог, а не команда, то есть поддерживать индивидуальное общение с каждым ребенком;
- Безусловное принятие ребенка, диалог с ним;
- Доброта, милосердие, материнская забота и ласка.
У значительного количества детей основной причиной неуспешного обучения является неспособность целенаправленно работать. У них, как правило, очень неустойчивое внимание, низкая работоспособность. Внешне это может проявляться в диаметрально противоположных состояниях. Одни дети производят впечатление очень активных, непоседливых, в которых энергия так и бьет ключом. На самом деле они просто перевозбуждены, их активность – это псевдоактивность. Действительно активный, энергичный ребенок, хоть и может быть порывистым, быстрым, целенаправленным и последовательным в решении поставленной перед ним задачи. Единичны случаи, когда во время психологического обследования у детей с названными расстройствами оказывается вполне достаточное интеллектуальное развитие. Но реализовать свои интеллектуальные возможности такие дети не могут без индивидуальной помощи взрослого, который берет на себя функцию организации их деятельности.
В школьном возрасте обучение, как говорят психологи, является ведущей деятельностью, основной движущей силой развития ребенка в это время. Поэтому, когда он не включается в обучение, значительно замедляется и его интеллектуальное развитие – общая осведомленность становится поверхностной, отстает формирование мыслительных операций и схематических знаний, закрепляются отрицательные качества ума.
Самую многочисленную группу детей с легкой степенью умственной отсталости составляют такие, которые, прежде всего, привлекают внимание отставанием от сверстников в интеллектуальном развитии. В процессе решения диагностических задач они имеют немалые трудности из-за ограниченности опыта, несформированности навыков интеллектуальной работы, которые, как известно, позволяют осознать свои действия и руководить ими. Однако, в пределах доступного материала эти дети способны воспользоваться помощью; они очень чувствительны к положительной стимуляции, под влиянием которой становятся внимательнее и продуктивнее. Поэтому о таких детях мы говорим, что в условиях индивидуальной работы они проявляют достаточную обучаемость, то есть способность усваивать знания и сознательно ими руководствоваться. Но они совершенно не готовы к обучению в условиях массовой школы и выпадают из учебного процесса. Именно поэтому им необходима длительная и систематическая коррекция в специально организованных условиях обучения, которая бы учитывала их индивидуальные возможности в темпе усвоения знаний и продвижения в развитии. Многие из них в течение начального обучения в специальной школе достигают такого уровня общего развития и усвоения знаний, дальше могут продолжать обучение в массовой школе. Изучение истории развития и условий воспитания этих детей в большинстве случаев дает основания говорить о ранней и длительной психической депривации, обусловленной социально-психологическими факторами, и общей ослабленности здоровья.
Но после окончания специализированной школы-интерната, дети с особыми потребностями должны получить профессиональную подготовку для будущей социализации в общество. Современное профессионально-техническое образование дает возможность таким детям получить нужную профессию, которая должна соответствовать их психологическим и физическим возможностям, почувствовать себя полноценными членами общества. Проблема в том, что законодательство России уделяет внимание обучению детей-инвалидов, но совсем отсутствует законодательная база регулирования профессиональной подготовки детей с особыми потребностями.
Основная часть
Одной из главных задач системы профтехобразования является подготовка выпускников к самостоятельной трудовой деятельности после окончания лицея.
Задача образовательного учреждения – всесторонне подготовить учащихся к трудовой деятельности на конкретном рабочем месте, сформировать прочные навыки, умения, которые необходимы будут выпускникам в индивидуальной трудовой деятельности.
Ведущими задачами профессионально-трудового обучения является формирование прочных навыков культуры труда, соблюдение требований охраны труда на производстве, ориентирование на требования к качеству выполнения задания, дисциплинированность и ответственность.
Эффективность обучения в лицее во многом зависит от того, насколько правильно преподаватель выбирает методы обучения и воспитания для достижения поставленных целей. Методические приемы обучения и воспитания учащихся с особыми потребностями разнообразны и зависят от педагогического мастерства преподавателя, наличия необходимого в процессе обучения разнообразного дидактического материала.
По профессии «Столяр строительный» учатся ученики с особыми потребностями, для обучения которых необходимо разработать дидактический материал по предмету «Материаловедение», направленное на учет умственных особенностей этих учеников.
Организация работы с учащимися на основе индивидуального и дифференцированного подхода, раскрывает возможности активизации процесса усвоения учащимися теоретического материала, планирования учебной деятельности, формирования технических знаний, развития зрительной и технологической памяти.
Основной тенденцией в развитии образования сегодня является переход от традиционного (репродуктивного) обучения, как процесса запоминания и воссоздания, к продуктивному, творческому, как процесса умственного и личного развития ученика. Одним из методов привлечения ученика к активной познавательной деятельности является проблемное обучение, основная цель которого заключается в обеспечении активного отношения учащихся к овладению знаниями, интенсивного развития их самостоятельной познавательной деятельности и индивидуальных творческих способностей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)