3.3 Образовательный процесс.
Организация образовательного процесса в учреждениях, обеспечивающих получение специального образования, предусматривает создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, в том числе дистанционное обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий, дополнительную коррекционно-педагогическую помощь, направленную на исправление или преодоление физических и (или) психических нарушений.
Образовательный процесс осуществляется на основе соответствующих учебных планов и программ с использованием различных форм организации специального образования, средств и методов обучения с учетом специфики физических и (или) психических нарушений.
Учебные планы и программы специального образования.
Учебные планы и программы специального образования разрабатываются на основе образовательных стандартов соответствующих уровней основного образования и образовательных стандартов специального образования.
К учебным планам и программам специального образования относятся:
- программы ранней комплексной помощи;
- программы коррекционных занятий;
- специальные учебные планы и программы для лиц с особенностями психофизического развития;
- индивидуальные учебные планы и программы для детей, для которых образование в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением элементарных трудовых навыков.
Обучение по специальным учебным планам и программам осуществляется в специальных учреждениях образования, специальных классах (группах), классах (группах) интегрированного (совместного) обучения и воспитания учреждений образования общего типа, создавших условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Специальные учебные планы разрабатываются на основе типовых учебных планов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования, с учетом характера физических и (или) психических нарушений соответствующей категории лиц с особенностями психофизического развития и включают коррекционный компонент. Коррекционный компонент специальных учебных планов предусматривает проведение коррекционных занятий, направленных на исправление и компенсацию физических и (или) психических нарушений.
Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет.
Образовательный процесс для детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет организуется в рамках оказания ранней комплексной помощи в условиях семьи, организаций здравоохранения и учреждений образования и включает выявление физических и (или) психических нарушений, восстановление или компенсацию нарушенных структур и функций организма, предотвращения и (или) устранения ограничений активности, а также сопровождение развития, обучение детей с особенностями психофизического развития, консультирование и обучение их законных представителей способам ухода и оказания специальной помощи таким детям в условиях семьи.
Особенности организации образовательного процесса для некоторых категорий лиц с особенностями психофизического развития.
Обучение лиц с нарушениями зрения осуществляется с использованием тифлотехнических средств, специального оборудования при соблюдении санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса для данной категории лиц. Обучение незрячих (слепых) осуществляется на основе рельефно-точечной системы Брайля, слабовидящих – по учебным пособиям, изданным увеличенным шрифтом.
Обучение лиц с нарушением слуха на всех уровнях основного образования осуществляется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе. Обучение лиц с нарушением слуха в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, осуществляется с использованием сурдоперевода.
В зависимости от степени потери слуха образовательный процесс для лиц с нарушением слуха организуется на двух отделениях (первое и второе). Образовательный процесс на втором отделении организуется на русском (в устной, письменной, тактильной формах) и жестовом языках.
Изучение иностранного языка лицами с нарушением слуха, которые учатся на втором отделении, и лицами с нарушениями речи организуется по желанию учеников.
В зависимости от степени умственной отсталости образовательный процесс для лиц с интеллектуальной недостаточностью организуется на двух отделениях (первое и второе). Обучение лиц с интеллектуальной недостаточностью на втором отделении, не способных освоить специальные учебные программы, организуется по индивидуальным учебным планам и программам, которые разрабатываются специалистами, которые осуществляют образовательный процесс, и утверждается руководителем учреждения образования.
Сроки получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Срок обучения лиц с особенностями психофизического развития зависит от характера, степени выраженности физических и (или) психических нарушений, возможности освоения учебной программы и составляет для всеобщего начального образования 4-5 лет, на уровне общего базового образования – 10-11 лет, на уровне общего среднего образования – 12-13 лет, в специальных вечерних (сменных) школах – 14 лет.
Срок получения образования лицами с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся на первом отделении во вспомогательных школах (школах-интернатах), в специальных классах (группах), классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания, составляет 10 лет. Для лиц с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся на первом отделении, могут создаваться классы углубленной социальной и профессиональной подготовки со сроком обучения 1-2 года.
Срок получения образования лицами с интеллектуальной недостаточностью, обучающихся на втором отделении во вспомогательных школах (школах-интернатах), в специальных классах (группах), центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, составляет 9 лет.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)