2.3 Специальное образование.
Целями специального образования являются:
- реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение образования и коррекционной помощи путем обеспечения их доступности и создания для этого специальных условий;
- социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни.
Государственная политика в сфере специального образования.
Государственная политика в сфере специального образования направлена:
- на создание благоприятных правовых, экономических, социальных и организационных условий для реализации права лиц с особенностями психофизического развития на получение образования;
- на развитие системы специального образования;
- на обеспечение лицам с особенностями психофизического развития условий для получения образования в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями на всех уровнях основного образования;
- на создание условий для своевременного выявления детей с особенностями психофизического развития, оказание им ранней комплексной и коррекционно-педагогической помощи;
- на создание условий для развития интегрированного обучения и воспитания;
- на социально-психологическую поддержку семей, воспитывающих лиц с особенностями психофизического развития.
Организационной основой осуществления государственной политики в сфере специального образования являются государственные программы развития специального образования. Государственные программы развития специального образования лиц с особенностями психофизического развития разрабатываются уполномоченными органами государственного управления с привлечением общественных организаций (объединений) не реже одного раза в десять лет и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Лица с особенностями психофизического развития имеют право на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями в адекватной их здоровью среде обучения.
Реализация прав лиц с особенностями психофизического развития на получение специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в отношении ребёнка и заключения медико-реабилитационной экспертной комиссии до взрослого.
Международное сотрудничество в сфере специального образования осуществляется в рамках международных договоров Российской Федерации, международных и национальных проектов и программ в сфере образования, а также договоров физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере специального образования, с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами.
Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере специального образования, осуществляют международное сотрудничество путем:
- установления связей с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере специального образования, в том числе по подготовке специалистов, обмене технологиями обучения, программами, опытом организации специального образования;
- приглашения специалистов иностранных государств для участия в педагогической, психологической, медицинской, исследовательской деятельности в сфере специального образования;
- направления специалистов в иностранные государства с целью осуществления педагогической, психологической, медицинской, исследовательской деятельности в сфере специального образования;
- проведения совместно с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами или по их заказу исследований в сфере специального образования в порядке, установленном законодательством;
- организации и участия в международных конгрессах, конференциях, симпозиумах, а также в работе международных организаций и ассоциаций;
- осуществления внешнеэкономической деятельности, направленной на выполнение задач, а также на развитие международных контактов в соответствии с законодательством.
Структура системы специального образования.
Система специального образования включает:
- участников образовательного процесса;
- образовательные стандарты и разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;
- учреждения, обеспечивающие получение специального образования, научно-методические и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы специального образования;
- республиканские органы государственного управления и местные, исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере специального образования.
Специальное образование может осуществляться на следующих уровнях основного образования:
- дошкольное образование;
- общее базовое образование;
- общее среднее образование;
- профессионально-техническое образование;
- среднее специальное образование;
- высшее образование;
- послевузовское образование.
Специальное образование может осуществляться при получении дополнительного образования, в том числе внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.
Образовательные стандарты специального образования определяют обязательный минимум содержания специального образования, оптимальный объем учебной нагрузки, сроки обучения в соответствии с типом учреждения образования применительно к разным категориям лиц с особенностями психофизического развития, содержат требования к уровню подготовки выпускников с учетом социальной адаптированности и к документам об образовании.
Разработку образовательных стандартов специального образования осуществляет Министерство образования Российской Федерации совместно с другими республиканскими органами государственного управления. В разработке образовательных стандартов специального образования могут участвовать другие заинтересованные государственные органы (организации), общественные организации (объединения).
Порядок разработки и утверждения образовательных стандартов специального образования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Научно-методическое обеспечение системы специального образования включает учебники, учебные пособия, учебно-методические комплексы, средства обучения, тесты и образовательные технологии, учебно-методические, информационно-аналитические материалы.
Учреждения, структурные подразделения, осуществляющие научно-методическое обеспечение системы специального образования, и их функции определяются Министерством образования Российской Федерации.
Получение специального образования лицами с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом их потребностей и возможностей в форме получения соответствующего уровня основного образования, а также дополнительного образования.
Для лиц с особенностями психофизического развития допускаются сочетание различных форм получения образования, а также обучения по индивидуальным учебным планам.
Приём детей с особенностями психофизического развития в учреждения, обеспечивающие специальные образования на уровнях дошкольного, общего базового, общего среднего образования, осуществляется с согласия их законных представителей на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Прием лиц с особенностями психофизического развития в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования осуществляется в соответствии с правилами приема, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством, с учетом Перечня показаний и противопоказаний к получению профессий и специальностей, которые утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
При проведении приема лиц с особенностями психофизического развития в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, создаются специальные условия для прохождения вступительных испытаний (сурдоперевод, использование технических средств социальной реабилитации и др.). Данные условия для лиц с особенностями психофизического развития сохраняются и при проведении централизованного тестирования.
Перевод детей с особенностями психофизического развития из одного учреждения, обеспечивающего получение специального образования на уровнях дошкольного, общего базового, общего среднего образования в другое учреждение образования соответствующего уровня осуществляется с согласия законных представителей на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения принимающего учреждения образования в порядке, установленном Министерством образования Российской Федерации.
В случае прекращения деятельности учреждения, обеспечивающего получение специального образования, учредитель осуществляет перевод лиц с особенностями психофизического развития в другое учреждение образования соответствующего уровня в порядке, установленном законодательством.
Порядок и особенности проведения итоговой аттестации лиц с особенностями психофизического развития, освоивших соответствующие учебные программы определенного уровня образования, присвоения квалификации и выдачи документов об образовании определяются Министерством образования Российской Федерации.
Местные исполнительные и распорядительные органы совместно с учреждениями образования принимают меры по трудоустройству лиц с особенностями психофизического развития.
Учреждения образования обеспечивают патронат лиц с особенностями психофизического развития в течение двух лет после окончания учебного заведения. Содержание и порядок осуществления патроната определяются Министерством образования Российской Федерации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)