2.2.4. Учреждения образования, как основные субъекты социальной адаптации детей
Учреждения образования, как основные субъекты социальной адаптации детей с ОПФР и их взаимодействие между собой. Основными субъектами учреждения образования для социальной адаптации детей с ОПФР является коррекционно-развивающие и учебно-образовательные учреждения, а также родители, сами дети-инвалиды и ближайшее окружение.
Образование является наиболее адекватной формой социализации ребёнка. Чем тяжелее состояние ребёнка, тем больше он нуждается в обучении. Правильно организованная среда и соответствующая уровню развития ребёнка программа обучения оказывает на ребёнка только положительное влияние и является тем стимулирующим фактором, который способствует раскрытию способностей ребёнка.
Взрослую жизнь и будущее детей с особенностями в развитии – это одна из самых глобальных проблем родителей в нашем обществе. Возможностей самостоятельного и независимого проживания у людей с ограничениями в нашей стране пока нет. Поэтому родители очень часто ориентируют своих здоровых детей на заботу и уход за своими больными братьями или сёстрами. Рождение и воспитание ребёнка с ограничениями влияет на отношения с их собственными родителями, бабушками и дедушками ребёнка. Несмотря на свои ограничения, такой ребёнок является полноправным членом семьи, с потребностями, с которым необходимо считаться и учитывать. Сильная взаимная любовь, которая со временем развивается и крепнет между родителями и ребёнком, является крупнейшим приобретением в их жизни. Именно она поможет в будущем справиться со многими трудностями. Однако очень часто существует большая практическая и психологическая зависимость от родителей, которая затрудняет процесс социализации и социальной адаптации детей с ОПФР.
Взаимодействия между всеми этими субъектами носит сопроводительный комплексный характер и является индивидуальным для каждого ребёнка с ОПФР для успешной социализации и социальной адаптации в современном обществе.
Семья является основным агент социализации и социальной адаптации детей с ОПФР и в современном обществе семьи, имеющие детей с особенностями, все еще остаются достаточно закрытыми, пытаются сами, в одиночку, справиться со своими проблемами. Только некоторые из них участвуют в группах родительской взаимопомощи. Это усложняет социально-психологическое состояние семьи, препятствует эмоциональному контакту и обмену практическим опытом между людьми, имеющими одни и те же проблемы, и является, большим препятствием для социализации и социальной адаптации детей-инвалидов.
Разработка исследований по изучению удовлетворенности родителей и специалистов практикой социального включения детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс, а также предложения по совершенствованию социального включения детей-инвалидов в учебно-воспитательный процесс показало, что наблюдаются положительные изменения в отношениях общества и специалистов к проблемам детей и молодых людей с ОПФР. Положительная динамика этих отношений в значительной мере обусловлена реализацией Закона РФ «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (в специальном образовании)», построенном на новой Концепции «Общество для всех» и «Образование для всех». Закон предусматривает комплексное регулирование общественных отношений в сфере специального образования, определяет правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования и направленных, на создание условий, обеспечивающих лицам с ОПФР наряду со здоровыми сверстниками возможности получения образования.
Наблюдается активизация позиции родителей в решении вопросов обучения, воспитания и социализации детей с ОПФР. В настоящее время осуществляется поиск наиболее эффективных форм общения в системе «родитель-ребёнок-педагог» для установления сотрудничества с семьей, воспитывающей детей с ограниченными возможностями. Педагогические коллективы и специалисты образовательных учреждений решают задачи комплексного сопровождения ребёнка с ОПФР при условии включения родителей в процесс принятия решений о стратегии обучения, развития ребёнка и оказания ему помощи.
Специалисты имеют возможность регулярно повышать квалификацию. Им предлагаются разнообразные формы повышения квалификации в государственных образовательных учреждениях, активно развиваются процессы самообразования специалистов (участие в методических объединениях, в работе семинаров, самостоятельное изучение специальной литературы, участие в инновационных образовательных проектах и др.).
Наиболее проблемной областью помощи детям с ОПФР является трудовая, профессионально-трудовая подготовка, а также трудоустройство молодых людей с множественными нарушениями развития. Как показывает практика, выпускник учреждения специального образования не является конкурентоспособным на современном рынке труда. В свою очередь без решения вопроса профессионально-трудовой подготовки и бронирование рабочих мест для этих категорий граждан невозможна их социализация.
В основе современной государственной политики образования лежит идея интеграции детей с ОПФР в общество. Для интеграции создана и совершенствуется нормативно – правовая база, разрабатываются технологии интегрированного обучения. Идея интеграции детей в общество широко поддерживается педагогической общественностью.
Актуально усиление межведомственного диалога, направленного на комплексное решение проблем обучения, воспитания и подготовки к самостоятельной жизнедеятельности детей с ОПФР.
Требует дальнейшего развития непрерывное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР. В этом контексте важным является принятие концепции ранней (до 3-х лет) помощи детям с ОПФР и соблюдения принципа непрерывности этого сопровождения.
Необходимо вооружение специалистов в области коррекционной педагогики современными технологиями обучения, воспитания детей с ОПФР, а также сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Широкий спектр отклоняющегося развития требует от педагога творческого преобразования своего педагогического опыта, поиска здоровьесберегающих и личностно ориентированных технологий обучения.
На современном этапе развития теории и практики коррекционной педагогики значимым является создание в учреждениях образования адаптивной среды, отвечающей потребностям детей с ОПФР, способствующей коррекции пороков развития и становлению личности ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)