2.2.3 Помощь детям с особенностями психофизического развития
Из документов, в которых прописаны права детей ОПФР, специалисты в первую очередь называют Конституцию (Основной закон) Российской Федерации 69,3%. Затем опрошенные выбирали документы, декларирующие права ребенка, в таком порядке: Закон Российской Федерации «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития» – 100%, Закон РФ «О правах ребенка» – 72%. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – 58%.
Рассмотрение помощи детям с особенностями психофизического развития (далее в ОПФР) и детям-инвалидам в контексте непрерывного психолого-педагогического сопровождения процесса их развития позволило выделить, как наиболее успешные, так и проблемные области. К успешным областям работы с детьми с ОПФР и детьми-инвалидами были отнесены: коррекционно-развивающая (59,8%), учебно-воспитательная (52,3%), консультативная (32,4%).
Проблемными областями работы, которые требуют значительного усовершенствования, респонденты считают, прежде всего, трудоустройство детей в будущем (58,9%) и предоставление ранней (от 0 до 3-х лет) коррекционной помощи (41,1%).
Опрошенные респонденты видят нерешенные проблемы в предоставлении семейно-бытовой (42,3%), психологической (39,2%), медицинской (19,5%) помощи детям с ОПФР и детям-инвалидам.
На вопрос «Согласованы ли действия специалиста и семьи?» 38% специалистов ответили – да; 34,7% ответили – нет; 20,3% ответили – скорее нет, чем да; 7% ответили скорее да, чем нет.
Комплексный характер помощи детям с ОПФР является важным условием её эффективности. Изучение мнения специалистов по этому вопросу показало, что только чуть более половины респондентов (53,8%) считает, что помощь детям с ОПФР является комплексной, часть опрошенных специалистов не смогла ответить на этот вопрос (22,6%) и почти такой же процент респондентов (23,6%) считает, что сегодня помощь детям с ОПФР комплексной не является.
Для усовершенствования качества диагностики нарушения развития необходимо повышение квалификации (43,8%), совершенствование диагностического инструментария (30,4%), использование компьютерных методов (20%), обеспечение комплексного исследования (5,8%).
У специалистов находит поддержку государственная политика, направленная на развитие образовательной интеграции и внедрения детей с ОПФР в среду нормально развивающихся сверстников. Большинство опрошенных (69,8%) считают необходимым дальнейшее развитие классов интегрированного обучения, (30,2%) считают необходимым дальнейшее развитие специальных классов для эффективной социализации и обучения детей с ОПФР.
Большинство специалистов считают, что они знают (56,0%) или частично знают (35,6%) современные технологии работы с детьми с ОПФР, 8,4% затруднились с ответом на этот вопрос.
Несколько хуже опрошенные специалисты осведомлены в области технологий работы с семьями, воспитывающими детей с ОПФР и детей-инвалидов: знают эти технологии (26,1%), частично знают (48,9%), затруднились с ответом (25%).
Свою профессиональную подготовку 30% специалистов оценили как высокую, 68% – как достаточную, 2% – как низкую.
Наряду с обучением в учреждениях повышения квалификации специалисты, работающие с детьми с особенностями психофизического развития и детьми-инвалидами, активно занимаются самообразованием. Так на вопрос «Какая форма повышения своей профессиональной подготовки для вас наиболее приемлема?», опрошенные специалисты ответили, что регулярно изучают методическую литературу, публикации в профессиональных журналах (58,3%), участвуют в работе методических объединений учреждений образования (27 7%); в семинарах и практикумах (12%); участвуют в инновационных образовательных проектах (2%).
Специалисты проявляют заинтересованность в более активном участии родителей детей с ОПФР в работе учреждений специального образования и согласны, что необходимо участие общественных организаций, Советов родителей в наблюдении за деятельностью учреждений, где содержатся и обучаются дети с ОПФР и дети-инвалиды 76,2% опрошенных специалистов, 23% затруднились с ответом.
Проанализировав мнения и суждения специалистов, работающих с детьми с особенностями развития, а также мнения родителей, воспитывающих детей-инвалидов, выраженные ими в рамках двух опросов, можно прийти к следующим рекомендациям:
- детей и молодых людей с особенностями развития родители знают, но лишь частично. По сравнению с ними специалисты более компетентны в этом вопросе. Из документов большинство всех опрошенных выделяют Конституцию (Основной закон) РФ. При этом до 40% опрошенных родителей не знают никаких документов, в которых декларированы права детей с особенностями, поэтому необходимо усовершенствовать работу специалистов по просвещению родителей, имеющих детей с ОПФР о правовых документах, в которых декларируемые права детей с особенностями, чтобы родители были более уверены в своих силах, при воспитании своих детей на правовом уровне;
- большинство родителей называют школьный период, как период жизни их ребёнка, в котором оказывается помощь и поддержка, оставляя дошкольный период и период жизни после школы соответственно на втором и третьем месте. В связи с этим необходимо пересмотреть оказания помощи в дошкольный период жизни и после школы и определить наиболее эффективные и значимые механизмы помощи в эти периоды;
-по опросам родителей и специалистов можно определить, что еще несовершенна возможность получения комплексной помощи и поддержки со стороны различных специалистов, поэтому необходимы более тесные межведомственные отношения между определенными структурами при социализации таких детей;
- родители также скорее согласны с тем, что специалисты не всегда обладают достаточными знаниями и личными качествами для работы с детьми с особенностями развития, поэтому необходимо осуществлять более индивидуальный и квалифицированный подбор кадров, согласно современному запросу;
- родители полностью согласны с тем, что отношение сверстников к детям с особенностями было бы значительно лучше, если бы взрослые были терпимее и добрее, поэтому необходимо специалистам проводить работу с общественностью по социализации и адаптации детей с ОПФР и их родителей;
- достигнув периода взросления, человек с ограничениями должен иметь возможность продолжать свое обучение и получать профессии, а также работать. Это его конституционное право, которое гарантируется нашим государством. Однако, как показало исследование, большинство людей с ограничениями такой возможности не имеют. Необходимо сконцентрировать усилия специальных служб для решения этого вопроса, прежде всего открытие специализированных мастерских во всех регионах страны. Требуется совершенствование трудового обучения в специальных школах, разнообразие видов профессий, а также возможность профессионального обучения в учреждениях образования, так как социализации и адаптация детей-инвалидов в современном обществе не будет эффективной без трудовой подготовки;
- родители и специалисты полностью согласны с необходимостью взаимодействия общественных организаций, Советов родителей с учебными заведениями, где воспитываются и учатся дети с особенностями развития, поэтому необходимо в каждом учебном заведении создавать такие советы и тесно взаимодействовать с общественными организациями, проводить различные семинары по обмену опытом по социализации и адаптации детей ОПФ;
- в целом уровень профессиональной подготовки специалистов является достаточным и удовлетворяет запросам сегодняшней образовательной практике. Однако, необходимо более активное включение педагогов массовых общеобразовательных школ, педагогов-психологов, социальных педагогов в переподготовку и повышение квалификации содержательно ориентированных на вопрос помощи детям и молодым людям с ОПФР.
При изучении факторов социализации и социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе существуют основные понятия социализации и социальной адаптации детей с ОПФР в психологии, педагогике, социологии. В научном сообществе актуальны такие понятия, как «социализация», «социальная адаптация», «социализация личности», «процесс сопровождения», «метод сопровождения», «социальная защищенность» и «социальная активность».
Изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в развитии и факторов, влияющих, на его социальную адаптацию предусматривает, изучение:
• отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам с психофизическими нарушениями;
• влияния здоровых сверстников на характер и динамику развития ребёнка с отклонениями;
• макросоциальных условий, определяющих развитие и социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими нарушениями;
• макросоциальных условий, определяющих максимально возможную реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с психофизическими нарушениями. Результаты этого исследования позволят влиять на факторы, определяющие социальную адаптацию ребёнка. Разнообразие социальных навыков требует не меньшего разнообразия направлений и методов по их развитию.
Концептуальный подход к психологическому изучению семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, требует реализации определенных целей, задач, принципов, направлений психической диагностики. Осуществление данного подхода позволит разработать программу комплексной и всесторонней помощи семьям данной категории с учетом специфики каждого конкретного случая. Реализация программ, основанных на тщательной психодиагностике, обеспечит в свою очередь максимально возможную адаптацию ребёнка (а затем и молодого человека с психофизическими нарушениями) в социальной среде, снизит «фрустрационную» нагрузку у членов семьи и повысит ее реабилитационные возможности.
Спектр проблем, может быть включен в разряд междисциплинарных исследований: они изучаются не только социологом, психологом, но и другими специалистами (социальным педагогом и социальным работником).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)