2.2.2 Удовлетворенность родителей и специалистов практикой социального включения
Характеристика выборочной совокупности родителей. Опрос проводился в течение месяца на базе школ г. Москвы, которые имеют специальные или интегрированные классы, в которых учатся дети с ОПФР. Всего было опрошено 30 респондентов – 20% мужчин и 80% женщин. Из них 64,5% – родители детей в возрасте 4-11 лет и 35,5% – родители детей в возрасте 12-17 лет.
Возраст родителей от от25 до 30лет (24.5%) 31 до 40 лет (27,5%) и от 41 до 50 лет (47,8%).
С точки зрения образования выборочная совокупность родителей характеризуется следующими параметрами:
- образование, %;
- базовое среднее образование (9 классов) – 6,3%;
- полное общее среднее образование – 34,4%;
- среднее специальное образование – 39,3%;
- высшее, незаконченное высшее образование – 20%.
По ответам респондентов, 70,8% из них проживают с супругом (супругой), то есть воспитывают детей в полной семье.
52,4% опрошенных двоих детей, 18,1% – трех и более. И почти треть опрошенных родителей – 29,5% – ребёнок с особенностями развития является единственным в семье.
Большинство опрошенных родителей (70%) согласны с высказыванием о том, что положение детей с особенностями развития в нашем обществе улучшается.
Как показали результаты опроса, большинство родителей считают, что знают (в полной мере или частично) права своих детей с особенностями психофизического развития. Только 17,2% родителей, по их самооценкам, этих прав не знают.
Достаточно высокий количественный показатель (40,2% опрошенных) тех, кому трудно назвать документы, в которых декларируемые права ребенка, что свидетельствует об определенном разногласии самооценки знаний и фактическому положению дел.
Более половины опрошенных родителей детей отметили, что права их детей соблюдаются – 63,1%.
Период жизни, в котором ребенку-инвалиду была предоставлена большая помощь и поддержка, большинство родителей указали школьный возраст 75%, 20% назвали дошкольный возраст и лишь 5% назвали послешкольный возраст.
53,4% родителей детей ответили положительно на вопрос о возможности получения комплексной помощи и поддержки со стороны специалистов здравоохранения, образования, социальной защиты. Большинство родителей детей на этот же вопрос дали отрицательный ответ – 59,1%.
На вопрос «Есть ли согласованность в работе различных специалистов по оказанию помощи и поддержки Вам и Вашему ребенку?»: «Скорее да, чем нет» ответили 32,8% родители детей и «да» ответило-19%; «Скорее нет, чем да» – 27,1% и «нет» ответило – 30, 5%.
Дети опрошенных родителей в основном (60%) посещают специальную группу или специальный класс общеобразовательных учреждений, 20% – интегрированный класс, 10% – общеобразовательный класс, 10% – ЦКОРиР.
Родители обеих возрастных групп детей указали, что при выборе программы обучения определяющим является уровень возможностей ребёнка (соответственно 53,8% и 51,2%), диагноз (соответственно 5% и 7%), специфические особенности и потребности (соответственно 41,2% и 41,8%).
Ответы родителей на вопрос «знакомые они с педагогическими технологиями, позволяющими эффективно взаимодействовать с ребенком?» распределились следующим образом. Большинство (61,6%) родителей обеих групп детей ответили, что они частично знакомы с такими технологиями, а 38,4% ответили, что с педагогическими технологиями не знакомы.
44,6% родителей детей ответили положительно на вопрос «Обсуждают лис Вами специалисты коррекционную программу развития Вашего ребенка?» и 55,4% (большинство) родителей детей на этот вопрос дали отрицательный ответ.
Характеризуя профессиональную подготовку специалистов, респонденты отметили, наиболее высокую степень профессиональной подготовленности имеют специалисты-педагоги (дефектологи). Их подготовку оценивают как более высокую 70% опрошенных.
С высказыванием, что специалисты не всегда обладают достаточными знаниями и личными качествами для работы с детьми с особенностями развития родители обеих групп не согласны (41,1% и 39,6%) и согласны с этим высказыванием (58,9% и 60, 4%).
Большинство родители обеих возрастных групп детей (90%) указали, что встречали негативное отношение сверстников к детям с особенностями.
Они полностью согласны с тезисом, что отношение сверстников к детям с особенностями было бы значительно лучше, если бы взрослые были терпимее и добрее 97% и 3% при ответе на этот вопрос ответили, что не знаю.
46,4% опрошенных родителей детей согласны с тем, что их дети в учреждениях специального образования получают хорошую образовательную подготовку. Полностью не согласных с этим высказыванием только 27% и 26,6% родителей детей ответили, что не знают.
С высказыванием о том, удовлетворяет трудовая подготовка детей в специальных учреждениях образования, согласились только 9,7% опрошенных родителей детей. 59% опрошенных с этим высказыванием скорее не согласны. 31,3% родителей детей, не знают.
Отвечая на вопрос «Как часто приходилось Вам, при решении вопросов лечения, обучения и воспитания детей с особенностями развития сталкиваться с такими явлениями как ...?» родители детей обеих групп на первом месте указали, что часто приходилось сталкиваться с поддержкой и помощью 54,6%, на втором месте, иногда – с безразличием 49,9%, практически никогда с дискриминацией 58,5%.
При ответе на вопрос «Насколько Вы удовлетворены отношением к Вашей проблеме со стороны ...?» на первое место родители обеих групп выдвигают ответ: полностью удовлетворены отношением со стороны педагогов – 55%, затем медицинских работников – 60,0%, на третьем месте социальных работников – 59,8%.
70% родителей полностью согласны с тем, что необходимо взаимодействие общественных организаций, Советов родителей с учебными заведениями, где воспитываются и учатся дети с особенностями развития, не согласны с этим утверждением 20% и 10% не смогли ответить.
Отвечая на вопрос «Приходится ли Вам сталкиваться с неправильным решением проблем своего ребёнка с особенностями развития?» 38,2% родителей детей согласны с тем, что регулярно сталкиваются с неправильным решением проблем своего ребёнка с особенностями развития», да, но нечасто – 39.3%, ответили отрицательно – 10%, затруднились ответить – 12.5%.
Вместе с тем, большинство респондентов отмечают, что, по их мнению, детям с ОПФР, молодым инвалидам, а также их родителям удается пользоваться своими правами частично – 67,1%, сталкиваясь с проблемами безбарьерной среды, несовершенством законодательной базы, профессиональной подготовкой детей-инвалидов.
Характеристика выборочной совокупности специалистов. Всего было опрошено 30 респондентов.
Возраст специалистов от 25 до 34 лет (40,2%), от 35 до 44 лет (32,0% и от 45 до 50 – 27.8%). Все опрошенные специалисты женщины.
С точки зрения характера и уровня образования выборочная совокупность специалистов имеет следующие параметры:
- общепедагогическое высшее образование – 48,1%;
- специальное педагогическое (дефектологическое) высшее 24,3%;
- переподготовка по дефектологии на базе высшего педагогического образования – 8,0%;
- медицинское высшее – 2,2 %;
- общепедагогическое среднее специальное – 2,1%;
- специальное педагогическое (дефектологическое) среднее 2,9%;
- медицинское среднее специальное – 5,1%;
- другое выше – 5,3%
- иное среднее специальное – 2%.
Статус по управлению совокупности респондентов таков:
- руководитель учреждения – 3,0%;
- руководитель подразделения – 5,7%;
- специалист – 89,6%;
- учитель - 1,7%.
20,1% опрошенных имеют высшую квалификационную категорию, 40,6% – первую квалификационную категорию, 23,7% – вторую квалификационную категорию, 15,6% респондентов имеют категории.
По стажу работы с лицами с особенностями психофизического развития совокупность опрошенных специалистов имеет следующую структуру – стаж %:
- до 1 года – 8,4;
- до 5 лет – 29,4;
-до 10 лет – 31,1;
- до 20 лет – 18,8;
- до 30 лет – 7,3;
- более 30 лет – 5,0.
В совокупности опрошенных представлены специалисты, работающие со всеми категориями лиц с ОПФР. В таблице отражены процентное соотношение специалистов, работающих с детьми и молодыми людьми с различными особенностями развития.
Категории лиц с ОПФР % от числа опрошенных специалистов:
- глухие – 10,5;
- слабослышащие – 15,6;
- незрячие – 7,7;
- слабовидящие – 12,6
- с интеллектуальной недостаточностью – 56,0;
- с трудностями в обучении – 55,2;
- с нарушениями речи – 43,5;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 36,0;
- с множественными нарушениями – 37,4;
- с другими нарушениями 3,3.
Исследование показывает, что положение детей и молодых людей с особенностями психофизического развития (далее в ОПФР) в нашем обществе медленно, но улучшается. С этим утверждением согласных 89,4% опрошенных специалистов и 10,6% затруднились ответить на этот вопрос.
Практически все специалисты, которые приняли участие в исследовании, считают, что знают права детей и инвалидов в полной мере (99,4%).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)