1.3.1 Кризис
Известие о том, что их ребёнок неизлечимо болен или у него есть особенности в психофизическом развитии, вызывают у родителей психологический кризис.
По мере протекания кризиса, действие средств психологической защиты снижается, что позволяет человеку воспринимать действительность такой, какая она есть.
В ситуации кризиса родителям помогает возможность поговорить о своих чувствах. Им нужно снова и снова пережить то, что случилось – и наедине с собой, и друг с другом, и с другими людьми. Окружающие должны отнестись к ним с уважением, теплом и пониманием. Они не всегда нуждаются в утешении и одобрении, иногда им нужно слышать от других родителей, которые любят своих детей с ограничениями и живут вместе с ними счастливой жизнью. Им нужно дать понять, что они имеют право на проявление всех своих чувств – гнева, горя, вины, обиды и др. Они должны услышать то, что именно так реагируют другие родители, у которых тоже родился ребёнок с особенностями, о том, что их чувства не так уж неестественные, а сами они не плохие, если им трудно сразу полюбить ребёнка таким, какой он есть.
Поиск других семей с подобной судьбой, установление с ними контактов, получения своей «социальной ниши» является известной формой социальной адаптации семей с аномальными детьми.
Как показывает практика, часто такие семьи являются неполными, родители не выдерживают трудностей и неудобств повседневной жизни, связанных с воспитанием ребёнка с особыми потребностями. В семьях отмечаются качественные изменения, происходящие в различных сферах. В области психологического и психического здоровья членов семьи отмечаются нарушения, вызванные болезнью ребёнка, хроническим стрессом, психотравмирующими воздействиями, носящими постоянный характер. Нередко у родителей наблюдаются соматические изменения в связи с переживаниями. Происходят изменения и на социальном уровне: семья сужает свои контакты, мать вынуждена оставить работу, отношения между супругами деформируются. Здесь нужна квалифицированная помощь, ведь семья составляет ближайшее окружение ребёнка и определяет социальную ситуацию его развития. У родителей в зависимости от их образовательного уровня констатируют наличие двух крайних позиций. У тех, кто имеет достаточно высокий образовательный уровень и профессиональный статус, чаще наблюдаются гиперопека ребёнка и переживания собственной вины. У родителей с более низким уровнем образования чаще прослеживается надежда на помощь извне «хорошего врача», проблемы ребёнка игнорируются, не замечаются. Все это приводит к тому, что родители стоят в стороне от вопросов социального развития и социальной реабилитации ребёнка. Задача специальной школы – включить родителей в активный процесс социальной реабилитации детей, позволяет последним жить среди людей, работать с ними и соблюдать правила поведения, принятые в обществе. Главное, чтобы родители поняли, что процесс социальной реабилитации ребёнка является сложным, многогранным и здесь многое зависит от их постоянных усилий.
В настоящее время работа с семьей – это важное направление в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии. Через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений проблемному ребенку оказывается дифференцированная и адресная помощь. Для этого очень важно психологическое изучение семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии. Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребёнка с особенностями психофизического развития, предусматривает системный подход, который включает определение основных целей, задач, принципов изучения семьи, а также направлений психологической диагностики.
Современный подход к семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии, рассматривает её, как реабилитационную структуру, способную создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребёнка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких ребенка, создание адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома. Внутрисемейная атмосфера, которая своим гармоничным влиянием развивает ребёнка, формирует в нем нравственные личностные качества, хорошее отношение к миру, рассматривается как коррекционная. Основная цель психологического изучения семьи – выявление причин, нарушающих гармоничную жизнедеятельность семьи и препятствующую адекватному развитию в ней ребёнка с психофизическими нарушениями.
В качестве задач психологической диагностики семьи рассматриваются:
- определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребёнок дома, возможностям его развития;
- выявление внутрисемейных отношений и факторов, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребёнка в семье;
- установление причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения
- определение путей социализации данной категории семей. Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под тяжестью многочисленных проблем. Это усложняет внутрисемейную атмосферу.
Не каждый родитель оказывается способным принять болезнь ребёнка и адекватно реагировать на постоянно возникающие проблемы. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация предоставляет психогенное, фрустрирующее влияние на психику родителей больных детей и опосредованно негативно влияет на их отношение к ребенку. Одни родители переносят воздействие стресса очень трудно, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять ему. Таким образом, при подобных вариантах «фрустрационные нагрузки» реактивные способности и адаптационные возможности у разных родителей проявляются по-разному. Именно личностные характеристики родителей во многом определяют степень его социализации и адаптации в жизни, то есть его будущее. Характерологические особенности позволяют определить, обладает ли родительская личность стрессоустойчивыми качествами, необходимыми для поддержки ребёнка. Их отсутствие свидетельствует о неспособности родителей осуществлять воспитание и социальное сопровождение ребёнка с ОПФР в течение всей его жизни.
Изучение характерологических свойств матерей и отцов позволяет также определить, способны ли они тесно взаимодействовать со специалистами разного уровня или подвержены аутизации (то есть к ограничению контактов, как с ребёнком, так и с окружающим социумом).
Психологическое изучение родителей (лиц, их заменяющих) и членов семьи ребёнка с отклонениями в развитии определяется по следующим направлениям:
- личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии; внутрисемейного климата; межличностных контактов;
- факторов, влияющих на родительские позиции (родительскую и материнскую) по отношению к ребёнку с отклонениями в развитии;
- уровня педагогической компетентности родителей, которые выступают в качестве педагогов своих детей; их воспитательных качеств и, способностей, профессиональных педагогических умений;
- социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребёнка;
- ценностные ориентации родителей, относящихся к различным социально-культурным группам, в отношении ребёнка с отклонениями в развитии;
- основных типов взаимодействия в семьях; моделей воспитания в семьях;
- форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребёнка;
- влияния родительской позиции на формирование личности ребёнка;
- мотивационно-потребностной сферы родителей;
- характер внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребёнка;
- влияния фактора присутствия в семье ребёнка с психофизическими нарушениями на развитие его здоровых братьев и сестёр;
- особенностей отношения здоровых братьев и сестёр к ребёнку с отклонениями в развитии;
- динамики детско-родительских отношений под влиянием психокоррекции;
- родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии;
- влияния религиозных и культурных традиций семьи на родительское отношение к ребёнку с отклонениями в развитии.
Полученные данные необходимы для привлечения родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе, позволяет оптимизировать условия жизни ребёнка в семье.
Семья – основной агент социализации и социальной адаптации детей с ОПФР. Основной ступенью социализации и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями в обществе является адаптация его семьи.
Семья – это микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребёнка, его отношение к миру людей и представление о характере межличностных связей. Этот факт необходимо учитывать, как в диагностической, так и в дальнейшей коррекционной работе с ребёнком, имеющим нарушения развития. При этом семью рассматривать как основной стабилизирующий фактор социальной адаптации ребенка ОПФР.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)