1.3 Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей с ОПФР
Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребёнка. Однако бесспорно признано наличие деструктивных изменений в таких семьях, воспитывающих детей с особенностями развития. И, в связи с тем, что именно в семье складываются первые представления о человеческих ценностях, нормах поведения, характер взаимоотношений между людьми, необходимо тщательное изучение таких семей.
В семье дети не только подражают родным, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт социального общения часто играют решающую роль в развитии ребёнка.
Ребёнок с физическими и умственными ограничениями занимает особое место в обществе, среди других людей, если сравнить его с нормально развивающимися детьми. Со стороны окружающих к нему специфически отношение. Ребёнок ограничен в проявлениях своей активности (физической, умственной, активности в общении), он также реализует особые отношения с окружающими, поскольку требует большего внимания, заботы и ухода, особых условиях обучения и воспитания. По отношению к такому ребёнку легко формируется позиция гиперопеки, когда взрослые выполняют за ребёнка, вместо ребенка даже то, что объективно он способен выполнить самостоятельно. Эта позиция формируется так, что ребёнок действительно объективно не может выполнять различные действия, не обладает многими умениями по возрасту, со стороны окружающих уменьшаются требования к ребёнку, снижаются социальные ожидания относительно его достижений. Ребёнок достаточно быстро усваивает позицию опекаемого, и сам стремится к её реализации. Наблюдается взаимное влияние друг на друга ребёнка и взрослого; ребёнок демонстрирует сниженные возможности, а взрослый вынужден учитывать это в своём поведении по отношению к ребёнку. Дети с нарушениями в развитии менее активны и менее инициативны, поэтому инициатива больше принадлежит матери, а не ребенку. Матери становятся более активными еще и потому, что они хотят сохранить некое подобие протекания взаимодействия, реализуя свое желание видеть ребенка таким же, как его нормально развивающиеся сверстники, и своими действиями моделируя его поведение. Повышенная активность матери является также результатом её представления о ребёнке, как о слабом и беспомощном. И в этих случаях матери демонстрируют гиперопеку по отношению к нему.
Нарушения в процессе раннего взаимодействия проявляются и в том, что взрослые не способны прочитать «сигналы», посылаемые им ребёнком, и обеспечить на их основе оптимальное общение с ним, особенно, если это ребёнок с недостатками в физическом и умственном развитии. Если в норме с развитием ребёнка увеличивается очередность взаимодействия матери и ребёнка в диаде, то в ситуации аномального ребёнка с увеличением возраста диады становятся менее успешными во взаимной адаптации и регуляции поведения.
Результатом отсутствия подстройки во взаимодействии есть и информационная перегрузка детей за счет «перестимуляции» и «передоминирующего» поведения матери, что может привести к стрессу у детей. Таким образом, взаимодействие матери и ребёнка с физическими и умственными недостатками строится по принципу «замкнутого круга»: матери становятся более активными по мере того, как ребёнок остается неактивным и бесчувственным. Активность взрослого непродуктивная, потому что она приводит к меньшей, а не к большей реакции со стороны ребёнка. В то же время, если родители становятся более чувствительными к сигналам младенцев и лучше предугадывают их поведение, то они становятся и более уверенными в себе, как в родителях.
В процессе взаимодействия важная роль принадлежит не только взрослым, но и самому ребёнку, который вносит свой специфический вклад во взаимоотношения в диаде. Таким образом, ребёнок с психофизиологическими особенностями развивается в специфической ситуации развития. В нашем обществе родители возлагают на будущего ребёнка много надежд. Они видят в нём физическое и духовное продолжение или продолжение самих себя.
Способность дать жизнь здоровому ребёнку важна для нашего чувства собственного достоинства. Чаще всего родители смотрят на ребёнка, как на воплощение своих собственных достоинств. Ребёнок своими достижениями может косвенно доставлять своим родителям удовольствие и радость. У большинства родителей есть мечты о будущем своих детей, иногда они ожидают, что дети реализуют их собственные надежды. Родители видят себя в том будущем, в котором им самим жить не придется, но их ребёнок продолжит род, фамилию и традиции.
Месяц за месяцем развиваются и крепнут отношения между родителями и ребёнком. И не только родители удовлетворяют потребности ребёнка, но и ребёнок все больше удовлетворяет потребности родителей: возникает взаимная любовь и привязанность. Положительные ожидания родителей, связанные с ребёнком, играют важную роль в развитии взаимоотношений с ним, а физическое и психическое развитие ребёнка оправдывает ожидания родителей.
У родителей, чей ребёнок родился с особенностями психофизического развития, ситуация складывается совсем иначе. Это очень тяжелое и серьезное испытание, которое глубоко затрагивает родителей, оно меняет их жизнь навсегда.
Как правило, ограничения ребёнка появляются неожиданно, и родители, особенно мать, не подготовленные ни морально, ни физически. Это известие поражает их глубоко, они испытывают сильное потрясение. Они ждали, что рождение ребёнка станет одним из самых ярких эпизодов в их жизни, а вместо этого оно оказалось самым тяжелым событием. Многие родители описывают свое состояние как падение с высоты счастливого ожидания в бездонную пропасть отчаяния. Немногие жизненные ситуации требуют от человека такого мужества и умения адаптироваться.
У родителей есть два возможных выхода: либо изменить свой взгляд на ребёнка или усилить психологические защиты, которые помогут выживать в такой тяжелой ситуации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)