1.2 Учреждения образования, как основные субъекты социальной адаптации детей с ОПФР.
Основными субъектами социальной адаптации детей с ОПФР на современном этапе развития общества являются: государство со своей правовой базой в данной области, система образования со своими структурными подразделениями, система труда и социальной защиты со своими структурными единицами.
Вот уже в течение ряда лет ежегодно увеличивается количество детей с особенностями психофизического развития. Необходимость содействия физическому, психическому развитию таких детей, предупреждение о возникновении вторичных отклонений в развитии, обеспечение личностно-ориентированной, разноуровневой коррекционной работы не вызывает сомнения. Решение проблем, возникающих у особого ребёнка, создание своеобразного развивающего «поля», которое бы способствовало компенсации дефектов в развитии, то есть собственно психолого-педагогическое сопровождение, ведет к благополучной социальной адаптации ребенка в обществе.
Комплексное сопровождение в образовательном учреждении – система профессиональной деятельности «команды» специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
Основные характеристики этой системы:
-законодательно закреплен приоритет интересов ребёнка при соблюдении гарантированных прав родителей;
-мультидисциплинарность (комплексность), то есть осуществление сопровождения с участием различных специалистов;
-преемственность при переходе ребенка из ДОУ в школу;
-независимость и автономность каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком.
Концепция сопровождения, как новая образовательная технология. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационной подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций.
Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается, как развивается человек, так и развивается. Ситуация жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при решении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
В теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребёнка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребёнка.
Субъектный четырехугольник:
- ребёнок – педагоги
- родители – ближайшее окружение.
Следует различать понятия:
Процесс сопровождения – совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения.
Метод сопровождения – способ практического осуществления процесса сопровождения.
Служба сопровождения - это объединение специалистов различного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.
Основные принципы сопровождения ребенка.
Рекомендательный характер советов сопровождающего: все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер, ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, близким окружением. Чем более компетентен ребенок в решении своих проблем, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него.
Приоритет интересов сопровождаемого «на стороне ребенка»: специалист сопровождения призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Непрерывность сопровождения: специалист сопровождения прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
Мультидисциплинарный (комплексный подход) сопровождения: нужна слаженная работа «команды» специалистов, которые проповедуют единые ценности.
Контингент детей, имеющих как психоневрологические, так и соматические проблемы при снижении коммуникативных возможностей и способностей к взаимодействию с взрослыми и в условиях детского коллектива, требует акцента на некоторых значимых факторах:
- необходимости максимально тщательных усилий специалистов на этапе диагностики (дифференцировки проблем ребёнка, непосредственно связанных с заболеванием (нарушение развития), от проблем педагогической запущенности, социальной деривации и дезадаптации);
- дополнительных усилий по адаптации детей в необычных условиях;
- четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учетом рекомендаций врачей;
- необходимости сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
- отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребенка;
- включение родителей в деятельность учреждения как участников реабилитационного процесса.
Независимо от организационной формы, основные направления организационно-методического обеспечения образовательного и коррекционного процесса в учебных заведениях следующие:
• разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его актуальных возможностей;
• разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
-гигиеническое нормирование нагрузок;
-обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
-организация и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПК).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)