1.1 Основные понятия социализации и социальной адаптации
В научном сообществе существуют разные подходы к определению понятия социализация.
Социализация (от лат. socialis - общественный) – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. С помощью социализации люди учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого индивида в освоении культуры человеческих отношений, в овладении ролевым поведением. Процесс обучения детей с особенностями психофизического развития носит социальный характер. Школьник учится быть как все и сохранять свою индивидуальность. Источниками социализации являются: передача социального опыта в семье, в школе; взаимное влияние школьников в процессе общения и совместной деятельности; первичный опыт, приобретаемый в раннем детстве; процесс саморегуляции на основе интериоризации (внутреннего присвоения) социальных установок и ценностей.
Следующим из основных понятий, которым будем руководствоваться в данной работе это:
социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к требованиям общества.
Социальная адаптация – освоение индивидом (или группой детей) новой социальной среды, которая возникла в результате социальных и территориальных перемещений.
В настоящее время во многих странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, то есть «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».
Процесс социализации осуществляется в течение всей жизни человека и проходит в трех сферах:
- в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;
- в общении, что возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;
- в самосознании, сознания и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки.
Для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития основной задачей является социальная адаптация.
В силу своего комплексного характера проблема интеграции детей с отклонениями в развитии является общим предметным полем различных наук, располагаясь на пересечении теоретической социологии, дефектологии, медицины, общей, специальной и социальной психологии, социальной антропологии, социологии образования, социальной педагогики, социологии семьи.
Проблема социальной интеграции личности как социокультурного феномена исследовалась как классиками социологии, так и современными учеными. Методологические подходы и теоретические предпосылки к разработке темы и понимание социального пространства, анализа социального порядка, социальной интеграции заложены в фундаментальных классических и современных работах российских ученых. Развернутый анализ проблем социальной интеграции представлен в аспекте глобализации как макроинтеграционного процесса в работах российских ученых. Анализ специфики процессов социальной стратификации, социального неравенства, возможностей доступа представителей социально уязвимых групп к ресурсам общества, образования представлен в работах классиков социологии и современных зарубежных учёных, российских авторов. Методологически ценными для автора в контексте анализа социального неравенства стали идеи: об институциализации неравенства; о неравенстве жизненных шансов людей; о динамике неравенства; о прогрессирующей поляризации общества; о детерминантах социальной сегрегации; о доступе к желаемым благам и ценностям; о социальной дифференциации и мобильности.
В контексте расширения дискурсивных практик в отношении процессов социальной инклюзии и социальной инклюзии личности проводятся исследования зарубежными и российскими авторами. Значительный ряд публикаций отечественных авторов представляет полиморфизм подходов к анализу особенностей трансформации государственной социальной политики в аспекте признания прав и свобод каждого человека, создание гражданского общества, построения социального государства. Подчеркивается необходимость реализации антропоцентрированной социальной политики, усиления практик социальной помощи и поддержки лиц с ограниченными возможностями, оказание им содействия в ходе интеграции в общество. При этом многие авторы обращают внимание на низкую степень социальной защищенности детей и подростков, особенно имеющих отклонения в развитии. В целом проблематика детства как социокультурного универсума исследуется зарубежными и российскими учеными.
Наиболее глубоко проблема социальной интеграции детей с ограниченными возможностями исследована за рубежом. В России эта проблема привлекает все большее внимание исследователей. Важное место в дискурсе проблем инклюзии личности в общественные отношения занимают работы, где идеи о связи социальной активности, социального окружения и индивидуального развития человека заложили методологические основы социально-образовательной интеграции детей с особыми потребностями. Социологические подходы нетипичные, как к социокультурным феноменам рассматривают анемию, болезнь, как специфическую роль, навязываемую человеку социальным окружением. В рамках социокультурной концепции нетипичные и социальные модели инвалидности, инвалидность рассматривается в качестве социологических категорий, детерминируемых не столько критериям дифференциальной диагностики и задачами педагогической коррекции, сколько особым социальным статусом лиц с ограниченными возможностями психического и физического здоровья.
Вопрос определения структуры социальной интеграции как процесса системы рассматриваются в трудах ученых фамилистического направления, как за рубежом, так и в России. Рефлексия структуры интеграции в контексте институциальных традиций представлена в работах современных ученых, которые рассматривают образование как институт социальной интеграции, адаптации личности. Необходимость ценностной переориентации мотивации в сфере образования, как стратегическое направление его реформирования.
Проблема повышения степени доступности образования для представителей различных социальных групп. В ряде работ артикулирована необходимость развития практик непрерывного образования, как фактора, повышающего образовательные шансы личности. В настоящее время в рамках модернизации системы российского образования, усиления гуманизации социокультурных отношений, повышение внимания к индивидуальному развитию личности многие ученые приходят к необходимости институциализации интегрированного образования, как образования, наиболее подходящего принципам правового социального государства. Интегрированное образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов включения детей с разным уровнем психического и физического развития в общество, как за рубежом, так и в Российской Федерации. Специфика организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями и степень его эффективности представлены в исследованиях многих российских ученых: школьная интеграция детей с нарушением слуха, интеграция детей с нарушениями речи, интеграция детей с нарушением зрения, интеграция детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Проблема повышения квалификации педагогов образовательных учреждений общего типа, важность дефектологического образования учителей и воспитателей, задействованных в системе социально-образовательной интеграции нетипичных детей, поднимается в трудах учёных, как за рубежом, так и в нашей стране. В общем, несмотря на явный интерес ученых к проблеме социальной интеграции, в том числе социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями, степень обработки данных социокультурных феноменов в отечественных исследованиях незначительна. Социологический подход к проблеме интеграции в общество детей с отклонениями в развитии не получил до настоящего времени полного теоретико-эмпирического оформления. В работах отечественных ученых практически не представлен развернутый теоретико-методологический анализ проблемы интеграции личности в общество, что затрудняет развитие научных исследований в данном направлении, а также трансформацию социальной политики с учетом потребностей нетипичных детей.
Широкая распространенность состояний психического недоразвития и особенно легких его форм, является для общества дополнительным источником серьезных проблем, к основным из которых можно отнести: неполноценную социальную интеграцию лиц с нарушениями психического развития, с сопутствующими ей ростом преступности среди несовершеннолетних, а также со снижением качества трудовых ресурсов. Если основываться на клиникосоциальних условиях, то к легким состояниям психического недоразвития следует относить не только так называемые пограничные формы интеллектуальной недостаточности, включая задержки психического развития различного генеза, но и олигофрению в степени дебильности Качество интеграции этих лиц в обществе определяется уровнем их социально-психологической адаптации, механизмы которой формируются и реализуются на уровне целостной личности в процессе онтогенетической социализации.
Разработана и создана усилиями отечественных дефектологов система специализированной помощи детям с различными формами психического недоразвития, достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений познавательной деятельности в детском возрасте. Однако в гораздо меньшей степени уделялось внимание изучению генезиса и специфики собственно личностных проблем, неизбежно возникающих у этих детей в процессе социализации. Между тем, именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребенка, оформляются в различные феномены нарушения поведения, общей или частичной дезадаптации, нередко достигают уровня клинической или уголовной выразительности и, соответственно, требуют вмешательства правоохранительных органов, с одной стороны, и детских психиатров, с другой стороны. Эффективность вмешательства первых фактически сводится к нулю, вторых невысокая и непродолжительная, так как сферой влияния в обоих случаях являются не столько причинные факторы, лежащие в основе аномалий личностного развития, сколько внешние и, зачастую, вторичные проявления этих аномалий на поведенческом уровне.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)