Факторы социализации и социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе. Введение.
Факторы социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе имеют большое теоретическое и практическое значение.
Актуальность данного исследования обусловлена усилением социального расслоения общества, воспроизведением различных форм социального неравенства, интенсивности процессов маргинализации целых социальных групп, территориальных сообществ населения в условиях кардинальных социально-экономических преобразований. Вместе с тем, на фоне устойчивости дегуманизационных практик наблюдается формирование понимания ведущей роли человеческих ресурсов в развитии общества.
В структуре общества наблюдается устойчивое увеличение числа детей с отклонениями в развитии, инвалидов. Нарушения физического статуса затрудняет их доступ к социокультурным и образовательным ресурсам. Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом вполне типичную для трансформационного периода ситуацию, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирует права ребенка на развитие, образование, социальную интеграцию и одновременно – практическим отсутствием механизмов их реализации. Осуществляемая до настоящего времени государственная социальная политика ориентирована на сегрегацию и изоляцию детей с проблемами в развитии. Оптимальным вариантом социализации с позиции государства считается их помещение в учреждения интернатного типа. Негативными моментами пребывания ребенка в таких учреждениях выступает его оторванность от широких социальных контактов, семьи, ограничение круга межличностного взаимодействия с воспитанниками, имеющими нарушения в развитии, заниженный уровень полученного образования, невостребованного в обществе, низкая конкурентоспособность приобретенных профессий.
Отсутствие благоприятной среды для удовлетворения особых потребностей нетипичных детей, ограничение их социокультурной мобильности, жизненных шансов актуализирует вопросы развития, образования, социальной интеграции и адаптации детей с особыми потребностями, соблюдения их конституционных прав, доступности ресурсов окружающего мира. Это подчеркивает необходимость определения новых приоритетов государственной социальной политики на основе принципов равенства, нормализации жизнедеятельности и включение инвалидов в общество. Таким образом, проблема изучения факторов социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе является весьма актуальной.
Цель исследования: изучить факторы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть основные понятия социальной адаптации детей с ОПФР (особенностями психофизического развития) в психологии, педагогике и социологии;
- определить основные субъекты социальной адаптации детей с ОПФР;
- рассмотреть семью как основного агента социальной адаптации детей с ОПФР;
- определить удовлетворенность предоставляемыми услугами в помощи и поддержке родителям детей и молодых людей с особенностями психофизического развития;
- выявить успешные и проблемные области в работе по оказанию помощи и поддержке детям и молодым людям с ОПФР.
Объектом изучения в данной работе будут дети с ограниченными возможностями и их ближайшее окружение (родители, социальные педагоги, одноклассники и т.д.), которые включены в единый процесс социализации и социальной адаптации.
Предметом исследования будут специфические факторы процесса социализации и социальной адаптации детей с ОПФР.
Методы – изучение научно-исследовательской литературы, анализ нормативно-правовых документов, изучение отечественного опыта по данной проблеме, проведение социологического исследования методом анкетного опроса.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)