Доступная среда - Школа «Hazelwood», Глазго, Шотландия
Кратко об объекте
Школа «Hazelwood»
Глазго, Шотландия
• Новое строительство
• Завершено в 2007г.
• Финансирование - государственное
Введение
Компания «Gordon Murray + Alan Dunlop Architects» спроектировала необычную школу, которая получила ряд международных наград. Проект был завершен в июле 2007 г. Впрочем, в начале ее строительства возникло немало сложных и интересных вопросов.
Для выполнения проекта дизайнеры выбрали подход «научного исследования», в рамках которого была установлена высокая планка для инновационных решений и комплексных задач. Они спроектировали помещения, которые Моника МакГивер, директор школы «Hazelwood», описала так: «Hazelwood» - это великолепное здание, в котором работают и учатся. Только Вы переступаете порог, Вы чувствуете динамику и тепло, которое излучает здание». Новая школа, а также небольшое здание «LifeSkillsHouse» (150 кв. М), имеет общую площадь 2660 кв. м (28 632 кв. футов). Школа «Hazelwood» спроектирована для использования и легкого передвижения для каждого человека. В ней могут проживать до 60 учеников в возрасте от 3 до 18 лет. Здание школы окружено зеленой парковой зоной, где при строительстве сохранились ранее посаженные деревья. Отдельный ярус, построен из натуральных материалов и образует ряд небольших садовых участков, которые идеально подходят для небольших классов и создают оптимальные условия для более тесного контакта между преподавателями и детьми в процессе обучения на открытом воздухе. Особая извилистая внутренняя продольная несущая стена соответствует требованиям, которые выдвигает система интуитивного ориентирования. Она также обеспечивает хранение широкого спектра оборудования, которое используют дети с ограничениями.
Описание
«Hazelwood» находится в местности, принадлежащей Муниципальному городскому совету Глазго и расположена она на краю парка «Белахьюстон» (Bellahouston). Основные дороги проходят рядом с территорией объекта. Эта территория граничит с заповедной зоной «Дамбрек» (Dumbreck), также с частными жилыми домами и многоквартирным домом, поэтому важно обеспечить гармонию с соседними зданиями относительно масштаба и высоты. Также заказчик требовал, чтобы деревья, которые находились на территории строительства, были сохранены, и чтобы высота крыши здания оставалась ниже второго этажа близлежащих домов, которые находятся вблизи территории строительства. Новая школа должна была заменить две существующие школы для обучения детей с функциональными и сенсорными ограничениями: одна - в основном для детей с ограничениями зрения и сопутствующими ограничениями слуха, и вторая - для детей, многие из которых страдают множественные ограничениями, включая ограниченные возможности в обучении (в том числе детей с аутизмом). «Hazelwood» нужно было объединить школы для различных групп учащихся, с очень разными методиками преподавания, каждая из которых ранее была школой-интернатом. С целью удовлетворения этого необычного набора потребностей, а также в связи со специфическими условиями местности, проектировщикам «Hazelwood» пришлось выйти за рамки требований проекта школы, и изобретать инновационные решения, сотрудничая с учителями, учениками и их родителями. Здание школы окружено зеленой парковой зоной, при строительстве сохранились ранее посаженные деревья. Ее форма образует ряд небольших садовых пространств, которые идеально подходят для небольших классов и создают оптимальные условия для более тесного контакта между преподавателями и детьми в процессе обучения на открытом воздухе. С внутренней стороны изогнутая форма здания уменьшает визуальный масштаб площадей для движения транспортных средств и пешеходов ( «улицы») и помогает избавиться инстинктивного ощущения, что эта «улица» состоит из одног длинног коридора. Установка тактильных вспомогательных средств, контрастных цветов и материалов, а также создание лаконичных, доступных внутренних и внешних помещений сыграли значительную роль в проекте в целом. Для того, чтобы дать детям возможность безопасно и самостоятельно перемещаться, были разработаны специальные средства, такие как сенсорная дорожка «Trail Rail»
Дизайн и опыт пользователей
При разработке дизайна школы «Hazelwood» компания «GM + ADArchitects» имела целью создать среду, в которой дети с различными ограничениями могли бы получать знания и навыки. Большинство существующих примеров - это школы, рассчитанные на удовлетворение потребностей или детей с ограничениями зрения или слуха, или с когнитивными или физическими ограничениями. А этот проект имел целью обеспечить соответствие потребностям и повысить самостоятельность детей, имеющих несколько таких ограничений. Когда был назначен новый директор школы, от начального этапа сбора данных архитекторы перешли к этапу совместных исследований. Компания постоянно поддерживала масштабное сотрудничество с заказчиком и привлекла специализированных экспертов. Директор школы «Hazelwood» тесно сотрудничал с проектировщиками на всех этапах проекта. К процессу проектирования были привлечены родители, учителя, эксперты по вопросам офтальмологии и мобильности и советник из положений Закона о дискриминации людей с инвалидностью (DDA). Королевский Национальный Институт Слепых (RNIB) Шотландии также давал консультации в процессе проектирования и тесно сотрудничал с новым директором школы.
Школа является одноэтажной и имеет 11 для проведения уроков. В ней предоставляется дошкольное и среднее образование. Все дети прибывают в школу «Hazelwood» на такси или микроавтобусе. Входная зона школы разработана в виде петлевой системы, чтобы высаживаться с транспортных средств можно было в специальной зоне. Из зоны главного входа можно попасть в большую столовую, которая одновременно служит в качестве основного помещения для собраний (конференц-зал).
Основные учебные помещения расположены в северной оконечности здания, где нет лишних звуков и куда не попадают прямые солнечные лучи. В главном коммуникационном помещении расположен большой склад на всю стену, которая сделана из коры пробкового дерева. В нем хранится детское оборудование. В эту стену встроена уникальная сенсорная дорожка («Trail Rail») - устройство, которое подает тактильные сигналы детям и поэтому дает им возможность самостоятельно и безопасно перемещаться внутри здания. Каждая часть стены с сенсорной дорожкой имеет индивидуальную форму. Это помогает детям понимать, в какой именно части помещения они находятся. В сочетании с «уличным» дизайном коридоров в школе, это решение доказало свою эффективность для самостоятельного перемещения учащихся с различными ограничениями.
Информационные указатели, расположенные по всей школе, дублируются шрифтом Брайля, картинками и системой «Moon» (систему, состоящую из прямых и кривых линий и некоторых обычных букв в упрощенном виде). Они эффективны для коммуникационных потребностей детей. Спокойные цвета, контрастность и элементы освещения, адаптируются в соответствии с потребностями, помогают максимальному использованию остаточного зрения детей.
Большие классы оснащены вместительными встроенными кладовыми, расположенными в дальней части комнаты, и адаптивными зонами между классными комнатами. Отсутствие преград в аудиториях создает умиротворяющую атмосферу, где дети могут находиться и учиться, не будучи окруженными посторонней визуальной информацией. Некоторые комнаты предоставляют возможность персоналу и посетителям наблюдать за детьми, при этом не беспокоя их. Эти зоны при необходимости выполняют также функцию мест тихого отдыха.
Конструкция игрового зала, батута и гидромассажного бассейна дают детям возможности исследовать и развивать свои навыки и приобретать уверенность с помощью приобщения к относительно самостоятельной деятельности.
Детская площадка и ее оборудование дает каждому ребенку свободу игры настолько, насколько позволяют его или ее возможности.
Выбор материала облицовки наружной поверхности также способствует успешному ориентированию. Отдельные жилые помещения делятся на три места - «Домик жизненных навыков» («LifeSkillsHouse») -используется для обучения основным жизненным навыкам, а также в качестве временного жилья.
Оценка
Основным приоритетом заказчика было создание здания, представляющее собой не типичное учебное заведение, а то которое будет способствовать обучению, приобретению самостоятельности и опыта учащихся с функциональными или сенсорными особенностями. Это здание одновременно должно было быть и безопасным, и нестандартным, и удобным для учителей.
При проектировании школы «Hazelwood» были использованы многочисленные примеры реализации доступной среды и универсального дизайна. Все вспомогательные устройства для ориентирования или передвижения, сделанные на заказ, являются неотъемлемой частью дизайна школы. Определяющим компонентом внутреннего конструктивного оформления является облицовка корой пробкового дерева сенсорной дорожки. Она одновременно удовлетворяет потребности в ориентации, а также предоставляет помещение для хранения необходимого оборудования. Сенсорная дорожка размещена по всей длине здания и позволяет детям ориентироваться в школе самостоятельно. В двух школах-предшественницах «Hazelwood» ориентирование было не таким успешным, так как эксплуатационные условия были изменены, а предсказуемость системы была недостаточной. После двух недель использования сенсорной дорожки дети начали успешно перемещаться по зданию самостоятельно. Игровая площадка и ее оборудование дает детям свободу играть и рисковать настолько, насколько позволяют их возможности
Хотя формально оценка после начала пользования не проводилась, обратная связь от пользователей была очень положительный. Здание удовлетворило и даже превысило их ожидания и способствовало заметному улучшению уровня самостоятельности детей. Окружающее пространство способствует и значительно облегчает обучение детей. Сотрудники высоко оценивают условия преподавания и работы. Технические стандарты (строительные нормы и правила Шотландии) и стандарты, определенные Законом о дискриминации людей с инвалидностью (DDA) были полностью соблюдены, однако проектом были предусмотрены более инновационные решения, чем предусматривались этими стандартам.
Джон Легг, исполнительный директор Королевского Национального Института Слепых, написал о «Hazelwood»: «Это, несомненно, образцовое здание, выходящее за рамки своих функциональных требований, и оно создает отличную эффективную и стимулирующую среду для незрячих детей и детей со слабым зрением». Кэролайн Эдне отметила: «Здание во многом является результатом длительного и подробного процесса инструктажа ... предназначено для взаимодействия с очень специфическими задачами, и в то же время обеспечивает высокое качество дизайна. Это здание не только способствует проявлению чувств, а также выполняет функцию среды, которая стимулирует воображение. Здание отвечает всем сложным требованиям. Этого удалось достичь за счет полного, исчерпывающего и постоянного диалога с заказчиком и непосредственными пользователями
Одна упущенная возможность состоит в том, что несмотря на создание у стены сенсорной дорожки, места для хранения оборудования, как считаю некоторые сотрудники, недостаточно.
Элементы Доступной среды
- Уникальная стена с сенсорной дорожкой, которая проходит по всей школе и позволяет детям практиковать навыки передвижения и ориентации, что приводит к росту уверенности, чувству контроля, и чувству собственного достоинства.
- Стена с сенсорной дорожкой облицована корой пробкового дерева, которая является теплой на ощупь и содержит знаки и тактильные сигналы, помогающие детям ориентироваться и передвигаться в школе.
- Каждая часть стены с сенсорной дорожкой имеет индивидуальную форму. Это помогает детям ориентироваться по всей длине коридора.
- Коридоры спроектированы в виде улиц, что также способствует ориентации и передвижению детей.
- Информационные указатели по всей школе дублированы шрифтом Брайля, картинками и системой «Moon» (систему, состоящую из прямых и кривых линий и некоторых обычных букв в упрощенном виде). Они предусмотрены для различных коммуникационных возможностей всех детей.
- Большие классы имеют достаточные места для хранения, помещения между классами легко адаптируются к разным целям.
- Комнаты, предназначенные для обучения, предоставляют возможность персоналу и посетителям наблюдать за детьми, при этом не беспокоя их. Эти зоны при необходимости выполняют также функцию мест для тихого отдыха.
- Отсутствие препятствий в аудиториях и на стенах создает умиротворяющую атмосферу и позволяет избежать излишней визуальной путаницы.
- Спокойные цвета, контрастность и элементы освещения, адаптируются в соответствии с потребностями.
- Использование контрастных и нейтральных цветов в качестве визуальных индикаторов промежуточных и складских помещений.
- Классные комнаты расположены на северной стороне здания, что позволяет использовать преимущества более равномерного уровня света. Кроме того, они выходят на тихую часть территории - садовые пространства классных комнат.
- В задней части каждой классной комнаты были установлены коробки для хранения вещей, за счет чего удалось создать глухую стену и сократить визуальное отвлечение детей от происходящего инзвне.
- С целью уменьшения влияния шума от движения транспорта, проходящего рядом со школой, большинство классных помещений расположены вдоль северного, тихого края здания, а более проходные помещения - вдоль южного. Эти помещения связаны между собой «улицей» (коридором), которая проходит между деревьями.
- Волнистая форма свидетельствует о том, что внутренне и внешне здание разбивается на отдельные пространства. Масштаб является более подходящим для ориентирования, а также сводит к минимуму любую визуальную растерянность за счет уменьшения размера пространств.
- Здание было разработано в виде серии групп для простой ориентации.
- Поскольку объект находится рядом с большой транспортной развязкой, для обеспечения соответствия требованиям уровню шума в учебных помещениях, в классных комнатах нет открывающихся окон. Конструкция здания основана на естественной вентиляции, которая охватывает всю площадь объекта. В глубине помещений для хранения вместо открывания окон для проветривания используется система нагнетательной вентиляции свежего воздуха.
- С целью уменьшения высокой громкости реверберации во все учебные помещения встроенные акустические потолки.
- Благодаря форме сплошная крыша образуюет тихие, крытые внешние учебные помещения, которые разделяют радиальные классы на северной стороне.
- Естественно, обшивка из древесины пробки используется для стенки с сенсорной дорожкой и стимулирует чувство обоняния, а также приятна на ощупь.
- Переход между «улицей» и зонами классных комнат был разработан таким образом, чтобы информировать детей об их местонахождении, а также о школьных мероприятиях. Например, угол наклона крыши над уличными площадками увеличивается в северной части здания. Кроме того, встроен застекленный верхний ряд окон. Благодаря исследованиям компании «GM + AD» стало очевидно, что значительная часть незрячих детей могут увидеть разницу между естественным и искусственным освещением в помещениях.
- Ригели и подоконники используются для помощи в передвижении.
- Во всем здании все устройства для ориентирования (вроде сенсорной дорожки, оконных фрамуг или табличек на дверях) установлены на одной высоте, таким образом дети могут быстро определить место своего расположения.
- В некоторых местах внутри школы в качестве альтернативы информационным сигналам сенсорной дорожки и для расширения функциональных возможностей ориентирования используется разная тактильная отделка пола
- Высокая шиферная внешняя стена защищает здание от громкого шума движения транспорта.
- Специфика внешнего строения и облицовки были разработаны с особым вниманием к возможностям сенсорной стимуляции. Структурный деревянный каркас из клееного бруса отбрасывает тень внутрь здания, что позволяет более четко определять маршруты на внутренней «улице» школы. За счет объединения возможностей инженерии с теплотой и красотой дерева, структурный клееный брус (галлам) предоставляет архитекторам возможность проектировать большие открытые помещения с использованием минимального количества колонн.
- Кровельный шифер определяет характерные области снаружи и является хорошей поверхностью для сенсорного ориентирования. Тактильный контраст древесины помогает детям четко определить свое местонахождение относительно того или иного объекта, когда они находятся снаружи. Преимуществом использования шифера на южной поднятой части здания является то, что он одновременно является и источником тепла, и используется детьми для ориентирования.
- Маршруты во всей школе и саду отличаются по характеру поверхности - от гравия, который хрустит под ногами, до переработанной вулканизированной резины и деревянного настила. Каждая зона отличается индивидуальной обработкой покрытия, которое ощущается и звучит под ногами по-разному.
Элементы экологической устойчивости
- Школа спроектирована с целью максимального использования природных и долговечных материалов местного производства, так как это финансово целесообразно.
- Естественная вентиляция и теплоизоляция выходит далеко за рамки специальных требований национальных технических стандартов.
- Полностью остекленное стены выходят на юг с видом на залитый солнцем сад.
- Кровельный шифер на южной поднятой части здания является важным источником тепла.
- Классные комнаты, расположенные на северной части, имеют большую площадь застекленных окон, что позволяет дневному свету максимально заполнять классные помещения и обеспечивает равномерное распределение света, что критически важно для детей с недостатками зрения.
- В качестве мест для обучения также используется пространство на открытом воздухе. Было оставлено место, свободное от насаждений, что позволяет в будущем привлечь школу к процессу проектирования и создания сенсорных садов.
Подробная информация о проекте
Страна: Глазго, Шотландия
Завершен: 2007
Клиент: Группа по вопросам образования Городского совета Глазго
Проектная группа: компания «GordanMurrayта AlanDunlopArchitects»
Опыт сотрудников нашей компании позволяет правильно оценить потребности, подобрать оборудование по программе Доступная среда и разработать проект по Доступной среде, дать рекомендации, проконсультировать, ответить на Ваши вопросы. Мы проектируем и реализовываем комплексные решения с учетом разумной стоимости и безопасности, учитывая все Ваши пожелания и требования, в соответствии с ГОСТом и СанПиНом