Приложение. Индивидуальный учебный план (ИУП)
Индивидуальный учебный план – составная курикулума, по которому обучают детей с особыми образовательными потребностями. ИУП – это формальный документ, содержащий подробную информацию о ребенке и услуги, которые он должен получать. Он разрабатывается учебной командой педагогов, специалистов и родителей.
- Индивидуализированное планирование позволяет педагогам, родителям и специалистам разработать комплексную программу работы с ребенком.
- Индивидуализированное планирование помогает педагогическому персоналу и родителям приспособить среду к нуждам ребенка.
- Индивидуализированное планирование объединяет специалистов с целью предоставления услуг ребенку и его семье.
- Индивидуализированное планирование позволяет родителям научиться защищать интересы ребенка и свои собственные интересы перед специалистами.
- Индивидуализированное планирование позволяет четко определить, какие услуги им будет предоставлять каждый специалист.
- Индивидуализированное планирование помогает отслеживать прогресс ребенка.
ИУП позволяет построить учебный процесс с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка и соответствующим образом адаптировать среду, ресурсы и т.д.
Индивидуальный учебный план
(Название школы)
Ребенок __________________________ Дата рождения __________
Родители или опекуны _____________________________________________
Телефон ______________ Адрес ___________________
Вид (ы) недостатков _______________________________________________
Дата поступления в школу __________________ Класс ________________
Срок действия плана с _______ до ________
Присутствующие на собрании ИУП:
Ученик Дата Дата
Отец (мать) Дата Дата
Администратор школы Дата Дата
Учитель Дата Дата
Перечень специальных и дополнительных видов услуг:
Вид услуг Частота сеансов Место проведения Даты сеансов
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Я, __________________, СОГЛАСЕН с содержанием этого ИУП.
Я имел возможность участвовать в разработке этого плана. Я получил копию этого плана.
Я НЕ СОГЛАСЕН с содержанием этого ИУП. Я имел возможность участвовать в разработке этого плана.
Я получил копию этого плана.
Подпись отца (матери) или опекуна Дата
Подпись отца (матери) или опекуна Дата
Индивидуальный учебный план
Ребенок:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Текущий уровень знаний и умений
(На этой странице приводятся сведения об учебном уровне ученика, полученные при оценивании и обычных занятиях в классе, выводы об успехах и отставании ребенка в сферах социального, эмоционального, физического, интеллектуального и коммуникативного развития).
Имя ребенка ______________________________________________________
Долгосрочная (годовая) цель: ________________________________________
Краткосрочные Методы оценки Дата и прогресс
- Образцы работ
- Наблюдение
- Контрольные листы
- Описания эпизодов
- Тесты на соответствие
критериям
- Стандартные тесты
Долгосрочная (годовая) цель: ________________________________________
Краткосрочные задания Методы оценки Дата и прогресс
- Образцы работ
- Наблюдение
- Контрольные листы
- Описания эпизодов
- Тесты на соответствие
критериям
- Стандартные тесты
Приложение 2
Общие критерии оценивания учебных достижений учащихся с особенностями психофизического развития специальных школ различных типов.
Объектом оценивания учебных достижений учащихся специальных школ есть знания, умения и навыки, представления о природе и обществе в соответствии с требованиями учебных программ; уровень общих интеллектуальных умений, опыт самостоятельной деятельности и эмоционально-ценностные черты личности, значимые для жизнедеятельности в обществе.
Основными функциями знаний учащихся с особенностями психофизического развития являются:
- контролирующая, которая предусматривает определение уровня достижений отдельного ученика (класса, группы), выявления уровня готовности к усвоению нового материала, дает учителю возможность определенным образом планировать и излагать учебный материал, своевременно оказывать необходимую индивидуальную помощь, предупреждать возможные затруднения;
- учебно-коррекционная, которая приводит специальную организацию оценивания учебных достижений учащихся, направленную на подготовку к изучению нового материала, его усвоения, воспроизведения, применения, уточнения и углубления знаний, их систематизацию, совершенствование навыков и умений;
- диагностико-корректирующая, что предполагает выяснение причин трудностей, возникающих у ученика во время обучения, выявление пробелов в знаниях и умениях, внесение корректив в деятельность ученика и педагога, направленных на устранение этих пробелов;
- стимулирующе-мотивационная, что определяет специальную организацию оценивания учебных достижений учеников, когда их проведение стимулирует желание улучшить свои результаты, развивает активность, формирует положительные мотивы учения;
- развивающие-воспитательная, которая заключается в формировании умения самостоятельно и сосредоточенно работать, используя сохранившиеся анализаторы; применять приемы контроля и самоконтроля, способствует развитию трудолюбия, настойчивости, активности, взаимопомощи и других качеств личности.
При определении учебных достижений учащихся анализируются:
- характеристики ответа ученика: связность, полнота, логичность, правильность;
- качество знаний: осмысленность, глубина, гибкость, действенность, системность, обобщенность, прочность;
- степень сформированности общеучебных (организационных, познавательных, коммуникативных, оценочных) и предметных умений и навыков;
- уровень общих интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные и целевые связи и тому подобное;
- опыт самостоятельной деятельности: выполнение различных видов учебной деятельности (самостоятельно и с помощью учителя), применение знаний и умений в различных ситуациях;
- самостоятельность оценочных суждений и т.д.
Обязательными видами оценивания учебных достижений учащихся специальных школ является текущее, тематическое и итоговое.
Целесообразность тематического оценивания обусловлена психологическими закономерностями усвоения учебного материала, предусматривающего реализацию последовательных его этапов, которые нельзя осуществлять на одном уроке. Учитывая особенности учебной деятельности учащихся специальной школы, тематическая оценка выставляется по результатам текущего оценивания. При этом текущая оценка выполняет диагностико-корректирующую, поощрительную, стимулирующую функции и предусматривает выставление оценок в классном журнале. Каждому уровню соответствует своя шкала оценок в баллах.
Тематическому оцениванию учебных достижений учащихся подлежат основные результаты изучения темы (раздела), которые определяет учитель на основе требований учебной программы. Они должны быть известны учащимся изначально, служа ориентиром в процессе работы над темой.
Если темой предусмотрены практические, лабораторные работы и другие обязательные практические занятия, то их выполнение является обязательным условием для выставления тематической оценки.
Тематическое оценивание в виде записи (устно-письменная форма) осуществляется при согласии учителя, при условии достаточного уровня самостоятельной учебной деятельности учащихся.
Тематическая оценка может выставляться и автоматически на основании результатов по освоению учеником материала темы на протяжении ее изучения с учетом текущих оценок, учебной активности школьника, уровня самостоятельности и т.д., а также после выполнения соответствующих итоговых задач по теме: итоговая письменная работа, зачет, другие формы определения уровня знаний.
Главное условие при выборе учителем этой формы – обеспечение объективного оценивания учебных достижений учащихся.
Каждую оценку учитель должен мотивировать, ставить в известность ученика и объявлять перед классом (группой).
В течение изучения значительных по объему тем разрешается проводить несколько промежуточных тематических оценок. Если на изучение материала темы предусмотрено, например, 1-2 учебных часа, можно объединять их для проведения тематического оценивания.
Итоговая оценка за семестр выставляется по результатам тематического оценивания, а за год – на основе семестровых оценок.
Для стимулирования учебной деятельности учащихся непосредственно во время занятий и подготовки к ним учитель может по итогам работы школьника за семестр или год автоматически оценить соответствующим баллом (если ученик соглашается) его учебную деятельность. При этом наличие или количество текущих оценок не может быть препятствием для выставления семестровой или годовой оценки.
Ученик имеет право на повышение семестровой и годовой оценок. При этом нужно иметь ввиду, что в соответствии с Положением о золотой медали «За высокие достижения в обучении» и серебряной медали «За достижения в обучении» повышение результатов семестрового или годового уровня оценки путем переаттестации не дает оснований для награждения выпускников специальных школ золотой или серебряной медалями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)