Стратегии запоминания
Стратегии запоминать улучшают усвоение важной информации и помогают дольше удерживать в памяти. Результаты исследований показывают, что систематическое внедрение мнемонических приемов в обучение ведет к росту академической успеваемости, улучшению отношения к обучению и созданию позитивной атмосферы общения. Мнемонические приемы полезны в рамках любого предмета и в работе со всеми учениками. Они позволяют ребенку расширять свои общие знания, чтобы в дальнейшем применять более высокие навыки мышления – анализировать и организовывать информацию. Они также необходимы в работе с детьми, имеющими ограниченный объем общих знаний. Вместе с тем, дети убеждаются в их важности тогда, когда эти стратегии необходимо применить для вспоминания сложного материала. Также рекомендуется с помощью сложного материала побудить продвинутых учеников в полной мере проявлять свой потенциал. В этом параграфе мы сосредоточим внимание на таких стратегиях запоминания: (1) мнемонический прием «слово-аббревиатура из первых букв»; (2) метод ключевых слов; (3) стратегия слов-«вешалок».
1. Мнемонический прием «слово-аббревиатура из первых букв»
Чтобы вспомнить названия Великих озер, ученику всего лишь нужно воспользоваться словом-акронимом ГОВЭМ. Оно образовано из первых букв названий этих водоемов:
Г - Гурон
O - Онтарио
В – Верхнее озеро
Э - Эйре
М - Мичиган
2. Метод ключевых слов
Метод ключевых слов основывается на умственных образах, облегчающих усвоение новых слов и терминов. Запомнить этапы формирования этих образов лучше с помощью слова-аббревиатуры, которая отражает названия этих этапов. В процессе практического использования этой стратегии в различных контекстах она постепенно переходит в разряд автоматических навыков.
В – выберите слово, которое хотите изучить.
Н – найдите слово, сходное по звучанию.
П – представьте картинку, сочетающую оба слова.
И – чтобы изучить слово, часто вспоминайте эту картинку.
Чтобы формирование стратегии запоминания было эффективным, необходимо проводить его с помощью моделирования, приводить многочисленные примеры и проговаривать последовательность шагов в процессе создания того или иного умственного образа. Учитель не просто рассказывает детям о ключевых словах и один раз демонстрирует применение этой стратегии. Он должен постоянно моделировать ее и систематически использовать в течение учебного года, когда необходимо запомнить новую информацию.
3. Стратегия слов-«вешалок»
Сущность этой стратегии заключается в том, что она помогает ученикам связывать нужную цифровую информацию с воображаемыми картинками и образами. Слова-«вешалки» особенно полезны для изучения данных, представленных в форме списка или определенной последовательности. (Попробуйте применить этот прием в следующий раз, чтобы запомнить пять-шесть пунктов списка для похода за покупками!) Итак, сначала ученики выбирают слово-«вешалку» (из общеупотребляемого словаря) для каждого числа от 1 до 10:
1 (солнце)
2 (ботинок)
3 (дерево)
4 (двери)
5 (улей)
6 (палочки)
7 (небо)
8 (ворота)
9 (лев)
10 (курица)
Далее каждый факт, который необходимо запомнить, они ассоциируют с умственным образом определенного слова-«вешалки» (например, «солнце»). Чтобы воспроизвести весь перечень, они начинают со зрительного образа, связанного с цифрой «1» (один) и используют следующие зрительные образы по порядку.
Обучение приемам запоминания полезно для всех учащихся. Ведь они не только способствуют усвоению новой информации, но и помогают дольше удерживать в памяти. Многие ученики в наших классах даже не догадываются о существовании таких стратегий или не понимают, что они позволяют лучше воспроизводить информацию. Но чем больше учебного материала им необходимо запомнить (разумеется, его объем для каждого ребенка будет индивидуальным), тем охотнее они будут применять эту стратегию на практике.
РЕЗЮМЕ
В этом разделе представлена модель планирования учебного процесса и описаны три подхода к его реализации в инклюзивном классе: традиционное интенсивное обучение, обучение в сотрудничестве и формирование когнитивных стратегий. Метод традиционного интенсивного обучения дает учителю возможность систематически знакомить учащихся с новыми понятиями и навыками. Мы также рассмотрели три его ключевых составляющих: демонстрацию, управляемую практику и самостоятельную практику – и привели соответствующие примеры. Был выдвинут тезис о том, что в условиях традиционного интенсивного обучения педагог обеспечивает более эффективную и последовательную работу учащихся на уроке.
Вместе с тем, педагогический подход, ориентированный на формирование когнитивных стратегий, направлен на обучение детей активно и целенаправленно приобретать новые знания, умения и навыки, мыслить и решать проблемы. Он дает хорошие результаты в работе со всеми учениками. В то же время, дети должны понимать цель и ограничения определенной стратегии, а также уметь подбирать рациональные приемы деятельности в конкретной учебной ситуации. Известные педагоги предлагают несколько дополнительных рекомендаций по поводу выработки и применения учебных стратегий.
- Стратегии необходимо подбирать с учетом требований учебной задачи. Например, если цель урока предусматривает запоминание главных идей по ряду коротких текстов научно-популярного или публицистического жанра, можно посоветовать ученикам условно сгруппировать материал в блоки, чтобы таким образом содержать больших объем информации в краткосрочной памяти. Однако, выбранная стратегия должна соответствовать возрастным особенностям ребенка (уровню его развития). В частности, удачный пример перехода от простых к более сложным учебным стратегиям прослеживается в применении визуальных мнемонических приемов. Так, экспериментальные исследования по проблеме использования таких приемов на уроках показывают, что детям младшего возраста сложно работать с методом ключевых слов. Поэтому в начальной школе знакомство со стратегиями запоминания на основе визуальных образов следует начинать со слов-«вешалок». Когда ученики хорошо овладеют этой стратегией, можно постепенно вводить ключевые слова и впоследствии – комбинировать обе стратегии.
- В обучении познавательным стратегиям следует учитывать текущий уровень знаний и навыков учащихся. Конечно, стратегии, специально предназначенные для работы с материалом определенной дисциплины, могут давать хорошие результаты, но на начальных этапах следует сосредоточиться на формировании стратегий более общего характера. Также, можно предположить, что стратегии, специфические для определенной отрасли, будут более эффективными, если ученики уже обладают достаточным объемом знаний в этой части школьной программы.
- В процессе разработки учебных стратегий следует обеспечивать многочисленные возможности для практики. Именно благодаря ей ученики впоследствии смогут спонтанно применить ту или иную стратегию, когда в ней возникнет необходимость. Также, во время практики учащиеся учатся переносить стратегию на другие предметные области и учебные ситуации.
- Попросите учеников применять конкретные стратегии, когда они являются целесообразными. Практика помогает овладеть определенной стратегией и в любой момент воспроизвести ее. Но научиться определять, когда следует применить определенную стратегию – гораздо сложнее. Для некоторых учеников достаточно простого напоминания. Другие, в том числе дети с ограниченными учебными возможностями, нуждающихся в подробных объяснениях. В идеальном варианте, после них ребенок сможет переносить стратегию на разные, но родственные, задачи.
В воспитании самостоятельности и эмпатии важную роль играет кооперативное обучение. Этот метод обеспечивает условия для развития социальных навыков. На уроке, построенном на принципах ученического сотрудничества и взаимодействия, каждый член группы имеет возможность почувствовать себя лидером, а педагог поощряет детей формировать и применять лидерские навыки. Кооперативное обучение помогает создать такую среду, где каждый ученик своим индивидуальным успехом также помогает товарищам достигать их целей. Каждый день дети на практике осваивают коммуникативные навыки, навыки лидерства, принятия решений, налаживания доверительных отношений и разрешения конфликтов. Ученики, которые обычно пассивные, приобщаются к совместной деятельности, потому что чувствуют свою ответственность за коллективный результат. Активное обучение открывает перед учащимися возможности для выявления собственного потенциала, поскольку именно они являются главными действующими лицами в этом процессе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)