Методические рекомендации для учителей
- Подготовьте на слайде короткий текст с пропущенными словами, которые легко угадать из контекста. Продемонстрируйте слайд ученикам и путем проговаривания своих действий объясните способ выполнения этого упражнения.
- Ученики продолжают выполнять упражнение и самостоятельно вставляют слова по смыслу. Затем в группах они обсуждают свои варианты. По завершении, каждая группа представляет один текст, в котором дети вместе подобрали наиболее удачные слова. Такая задача побуждает учащихся отстаивать собственные варианты и аргументировать их, опираясь на смысловые подсказки в тексте.
- Попросите ученика прочитать сложный текст на слайде. Когда остальные дети замечают, что их товарищ в процессе чтения использует эффективную стратегию, то выкрикивают «Замри!».
- Понаблюдайте за детьми во время парной работы, переходите от одной пары к другой и, при необходимости, моделируйте ответную реакцию наставника, например, похвалу, исправление ошибки и т.д.
- Систематически используйте взаимообучение на уроках чтения, часто обсуждайте с классом приемы взаимообучения, поощряйте само- и взаимооценивание.
- Ученикам младшего возраста нравится активная форма работы, когда они двигаются по классу и собирают подписи товарищей в своей табличке с типичными репликами наставника.
Советы для родителей-наставников
ХОРОШО ЧИТАЮЩИЕ ДЕТИ ... |
ТИПИЧНЫЕ РЕПЛИКИ НАСТАВНИКА ... |
Вдумчивое чтение
Фонетический метод
Знание грамматики
- пропустил слово или его часть; - неправильно прочитал грамматическое время глагола;
|
«Тебе пока понятно?» «Какое слово сюда бы подошло?» «Давай почитаем дальше и попробуем найти подсказку в тексте.» «Вспомни, что тебе уже известно о тиграх.» «Назови слово на «с», которое подходит по смыслу.» «Присмотрись к началу этого слова.» «Ты знаешь другое слово похожее на это?» «Попробуй найти маленькое слово в середине этого длинного.» «Если ты знаешь, как читать это слово, значит сможешь прочесть и другое.» «Это слово действительно так произносится?» «То, что ты прочитал, звучит логично?» «Закрой окончание этого слова и попробуй прочесть его так.» |
Метод взаимообучения можно внедрять как на уроке, так и вне его.
2. Стратегия парафраз
Эта техника облегчает запоминание главных идей и отдельных деталей из произведения. Она довольно простая, и поэтому пригодна для учащихся начальных классов.
- Прочитайте абзац.
- Спросите себя, в чем заключается его главная мысль и какие в нем содержатся сопроводительные детали.
- Сформулируйте главную идею и сопроводительную информацию своими словами.
Из практики начальной школы
Объедините учащихся в тройки и дайте им небольшой текст на три абзаца. В любой момент каждый из участников мини-группы будет выполнять одну из трех ролей: читать, задавать вопросы к тексту или перефразировать. Со следующим абзацем они меняются ролями «по вертушке». Таким образом, каждый ученик проходит все три шага описанной методики. Дети должны уметь обобщать материал, то есть приводить главную идею и сопроводительную информацию. Для закрепления усвоенного, можно воспользоваться графическим организатором (схемой - «паутинкой»).
3. Стратегия: читаем научно-популярный текст
Эта стратегия для чтения текстов научно-популярного или публицистического жанра была создана в 1946 году.
Стратегия достаточно сложная и может вызвать у учащихся определенные трудности. Они должны обладать навыками постановки вопросов и парафраз, по аналогии со стратегией парафраз. При условии достаточного моделирования и практической отработки каждого этапа, приведенная методика доступна для учащихся 5-6-х классов. Она предусматривает такие шаги:
- просмотреть заголовки;
- задать вопрос: ученики должны переформулировать каждый заголовок и превратить его в вопрос;
- внимательно прочитать текст и найти ответы;
- ответить на вопрос своими словами;
- записать главную идею и сопроводительную информацию к ней.
Из практики начальной/младшей школы
Учащиеся самостоятельно знакомятся с содержанием раздела и формулируют вопрос на основе заголовков, графиков и схем. Затем в тройках они зачитывают друг другу свои вопросы и составляют коллективный список вопросов своей группы. Далее дети внимательно читают текст «по вертушке» и пытаются найти ответы. Когда кто-то из участников готов ответить на вопрос, звучит команда «Замри!».
Из практики начальной/младшей/старшей школы
Описанную технику можно применять для подготовки ученических памяток плана изучения материала. Например, все три члена тройки должны пересмотреть текст и сгенерировать вопросы к нему. Можно записывать только ограниченное количество вопросов, но они должны охватывать все содержание раздела. Такое правило побуждает детей формулировать вопросы высшего уровня. Все три памятки размножают, по экземпляру для каждого члена мини-группы.
Использование графических организаторов при учете индивидуальных особенностей
Принимая во внимание характер когнитивных процессов, можно считать, что лицо эффективно читает, если он планирует, самостоятельно регулирует и анализирует прочитанное и сам процесс чтения. То же касается и людей, которые хорошо пишут. Они ставят перед собой определенную цель, составляют план перед тем, как приступить к письменному изложению своих мыслей, помнят о своей аудитории и в процессе рефлексии обдумывают возможные изменения и редактируют написанное. С опытом некоторые ученики расширяют собственный запас стратегий чтения и письма и постепенно их совершенствуют. Вместе с тем, многие другие дети, в том числе те, кому сложно учиться читать и писать, не могут выработать их автоматически. Они не станут применять стратегические подходы к задачам на понимание прочитанного или на предоставление личного отклика на него, поскольку их специально этому не учили. Поэтому необходимо помочь таким ученикам сформировать стратегии обучения, потому что часто они:
- не контролируют уровень своего чтения, чтобы осмыслить текст;
- не варьируют темы чтения в зависимости от особенностей текста;
- не могут сразу соотнести прочитанное с предыдущими знаниями;
- негативно оценивают свои навыки чтения и письма.
В большинстве случаев этим детям не удается самостоятельно сформировать эффективные приемы учебной деятельности. Им нужно отдельно объяснять способы декодирования информации. Кроме того, в процессе обучения полезно отдельно уделять внимание стратегиям и процессам чтения, давать возможность исследовать их. Итак, опираясь на накопленные знания о действенных техниках чтения, можно сделать вывод, что таким учащимся необходимо выработать стратегии для того, чтобы:
- оценить требования определенного задания по чтению;
- планировать свою деятельность;
- уточнять и анализировать;
- контролировать уровень понимания;
- в случае непонимания материала искать и исправлять допущенные ошибки при чтении.
Дети с низкими навыками чтения могут эффективно улучшать их с помощью графических организаторов. Постепенно они научатся создавать собственные приемы для понимания текста и его составляющих. Наиболее благоприятной средой для такого обучения являются уроки словесности в обычном классе с акцентом на когнитивные стратегии. Также, кроме обычного расписания, некоторые дети могут посещать дополнительные занятия для индивидуальной работы. Его следует организовывать по той же методике, которой учителя придерживаются при проведении обычных уроков, и обеспечивать возможности для дополнительной практики на основе графических организаторов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)