Оценка содержания произведения и процесса его подготовки
При оценке педагог учитывает целый ряд факторов, в том числе: знание стратегий и эффективность их применения, организацию мыслей и последовательность их изложения, знания и использование приемов написания произведений, владение учебным материалом, а также уровень сформированности межличностных навыков и навыков работы в группе. Предварительно можно предложить детям сравнить два понятия из текущей учебной темы в коротком самостоятельном произведении. Это позволяет оценить их начальный уровень навыков. Дети должны постепенно повышать его с последующим изучением графических организаторов. При этом, каждый ребенок будет двигаться вперед в своем индивидуальном темпе.
5. Матрица для категоризации
Матрица – это прекрасное средство для организации материала. Подобно большинству графических организаторов, это перспективная методика для работы с детьми разного возраста и уровня подготовленности/способностей. Уже в первом классе учащиеся должны уметь организовывать и систематизировать информацию с помощью матрицы. Дети младшего возраста способны организовывать материал из общей матрицы с подсказками учителя. Ниже приведены примеры матриц, используемых на занятиях в начальной школе.
жесткий гладенький мягкий
хлопок
песок
камень
Из практики начальной школы
Каждый рассказ читают вслух. В это время дети работают с общей матрицей на доске. Они записывают факты в соответствующие ячейки и стараются не повторять информацию из разных источников. Поэтому при чтении второго и третьего рассказа к матрице добавляют только новые данные. Когда факты исчерпаны, учитель моделирует процесс написания произведения с помощью этого графического организатора. Для этого он предлагает ученикам создать большую самодельную книжку. На каждой странице (в каждом абзаце) дети стараются объединять информацию из всех трех источников. В конце концов, они сами могут завершить ее (на этом этапе они просто перефразируют заметки из матрицы и составляют из них предложения). Поэтому даже на таких ранних этапах формирования навыков чтения/письма, учащихся можно учить:
- собирать информацию из различных источников;
- определять и распределять ее на категории;
- читать/писать сочинения научно-популярного жанра.
В этот период обучения моделирование и проговаривание учителем своих действий выполняет важную информативную функцию: ученики узнают о существовании стратегий для организации информации.
Из практики начальной/младшей школы
При работе с такой матрицей ученики должны отыскать в тексте нужную информацию и перефразировать ее для записи. В эту деятельность естественно вплетается элемент развития приемов познания, в частности стратегий понимания научно-популярного текста.
В парах учащиеся работают с учебником по следующей методике: сначала читают материал (обзор), формулируют вопросы на основе заголовков, затем внимательно читают параграфы и находят ответы на них (пересказ) и записывают данные в общие матрицы (повторение). Дети по очереди задают вопросы и отвечают на них предложениями в тексте, а также по «вертушке» выполняют роли читателя и секретаря. Работа завершается тогда, когда в матрицу внесена вся информация.
«Сильные» ученики могут выполнять это задание более самостоятельно. Они делят между собой области для изучения. Один партнер просматривает текст, формулирует вопрос, внимательно перечитывает материал, чтобы найти ответы, а затем перефразирует полученную информацию для своего товарища, который фиксирует ее на матрице. Таким образом они параллельно прорабатывают два раздела и могут переходить к более сложному материалу или заданию.
Схему «проблема – решение» часто применяют в работе с повествовательным текстом. Вместе с тем, к ней также часто обращаются в рамках других предметов, например, обществоведения. Темы для исследования очерчены в провинциальном образовательном стандарте для области «Общественные науки» и отражают комплексные проблемы общественной жизни. Чтобы их понять и определить возможные способы их преодоления, ученики должны действовать систематически и организованно. Коллективное обсуждение в группе, призвано найти ответы на эти сложные вопросы, дает возможность параллельно совершенствовать социальные навыки и навыки ведения дискуссии. Таким образом, мы помогаем детям расти ответственными и неравнодушными гражданами. Именно это, а не обогащение теоретических знаний, является главным результатом исследования общественно значимых проблем.
6. Сюжетные карты: графические организаторы для повествовательного текста
Сюжетная карта помогает ученикам распознавать, обсуждать и использовать определенную схему в основе композиции повествовательного произведения. В то же время многие дети о существовании такой схемы даже не догадываются. Они нуждаются в подробных объяснениях и управляемой практике, после которой смогут лучше определять элементы композиции, понимать прочитанные произведения повествовательного жанра и составлять собственные. Уровень сложности графического организатора, который планируется использовать на уроке, зависит от возрастной группы и подготовленности/способностей детей. Он постепенно растет по мере того, как ученики овладевают словесностью. Применение графических организаторов помогает понять форму и организовать свою деятельность во время чтения и написания повествовательных произведений.
Время, место действия и персонажи |
Проблема/Завязка |
События |
Решение проблемы |
Схема развертывания сюжета в рассказе/разделе
1)
Проблемная ситуация в этом произведении возникает тогда, когда _________________________________________________________________
Сначала__________________________________________________________
Затем_____________________________________________________________
Далее____________________________________________________________
В конце концов, ___________________________________________________
Рассказ завершается тем, что ________________________________________
2)
События раздела _____________________ происходят в_________________.
_____________________________ является важным героем нашего рассказа.
О нем можно сказать, что он ____________ и _____________.
Другой персонаж – _______________________, и ему присущи ___________
и _________________. События в этом разделе начинаются с того, что_____
_________________________________________________________________.
После этого____________________________________. И ________________
______________________. В конце раздела____________________________.
7. «Знаем – Хотим узнать – Узнали» – стратегия для организации чтения и мышления
Учебная стратегия «ЗХУ» помогает активизировать общие знания и определяет цель чтения, побуждая учащихся задавать вопросы к тексту. Она подходит для детей любого возраста и уровня подготовленности/способностей.
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
Предложите ученикам написать короткое сочинение на одну из тем из своей семантической карты. При этом рекомендуется обращать внимание на следующее:
- Использовали ли ученики свои записи со схемы; попытались ли раскрыть их;
- Структурировано ли произведение на абзацы для выделения новых категорий информации;
- Достаточно ли общих знаний для начала изучения темы;
- Есть ли в произведении вступительные и заключительные предложения?
Попросите учеников письменно изложить свои мысли о преимуществах применения таблицы «ЗХУ». В своем эссе они должны описать последовательность действий по этой методике.
Контроль понимания
В этом параграфе речь пойдет о стратегии контроля понимания: (1) взаимообучения (2) стратегия парафраза; и (3) стратегия: читаем научно-популярный текст.
1. Взаимообучение чтению
Одной из задач школы с 1 по 11 класс является формирование умений понимать информацию, которую нам несут семантические, синтаксические и грамматические подсказки в тексте. В этой связи следует рассмотреть методику взаимообучения. Она обеспечивает гибкий подход к организации занятий по чтению, основанный на естественном желании детей взаимодействовать друг с другом и превращает их общение в учебный опыт. Методику взаимообучения можно использовать для работы со всеми детьми независимо от их уровня подготовленности/способностей. К тому же, она воплощает принципы личностно-ориентированной педагогики и требует всего 15 минут в день. В начале учитель должен подробно разъяснить правила работы, подготовить учащихся к роли наставников, объяснить, что собой представляют семантические, синтаксические и грамматические подсказки в тексте, и смоделировать способы их интерпретации. Чтобы эффективно обучать своих сверстников, ученики должны хорошо понимать процессы чтения. Стоит добавить, что подобно всем личностно-ориентированным методам, ученики быстрее осваивают новые роли, если обеспечить им соответствующую практику под руководством учителя, и постепенно смогут сами применять соответствующие приемы.
ВАШ ПАРТНЕР ... |
ВЫ ГОВОРИТЕ ... |
|
|
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)