Мышление в группах
Теория кооперативного обучения в значительной степени основывается на учении российского психолога, одного из основателей психологии развития. В частности, это проиллюстрировано его положением о том, что человеческое обучение имеет конкретную социальную природу, и именно через этот процесс дети интегрируются в интеллектуальную жизнь окружающих.
В своей книге ученый описывает язык как чрезвычайно личный и, вместе с тем, во многом социальный человеческий процесс. Тезисы ученого об обучении в социальных контекстах также находят свое подтверждение в формах кооперативного обучения. Характерной особенностью этого подхода является совместная обработка информации, которую должны усвоить ученики, и взаимный обмен мнениями в этом процессе. Участники групп должны объяснить, как они пришли к определенному выводу или получили тот или иной ответ. Они должны проанализировать свои собственные процессы мышления и потом рассказать о ходе своих мыслей. Поэтому, применяя различные формы кооперативного обучения на уроке, учитель создает условия для практической отработки и понимания этих высших навыков мышления.
По мнению другого психолога, педагоги часто не уделяют должного внимания социальным аспектам обучения и их влияния на когнитивное развитие. Об этом свидетельствует хотя бы такое распространенное мнение: «Я не разделяю учеников на группы, потому что тогда они слишком много говорят». Кооперативное обучение способствует выработке у учащихся соответствующих стратегий выполнения задач, ибо опирается на их естественное желание взаимодействовать друг с другом.
Общаясь и обсуждая учебные задачи, они должны думать о своих собственных процессах мышления, чтобы потом уметь объяснить свои мысли другим. Таким образом, они помогают товарищам развивать их навыки мышления и создают альтернативные подходы к обучению. Все представленные здесь методологии воплощены в описанных далее когнитивных техниках и приемах. Речь пойдет о графических организаторах для понимания публицистического или научно-популярного произведения, или для подготовки к написанию собственного сочинения в таком жанре, а также о стратегии запоминания и понимания.
Эти когнитивные приемы предназначены для работы с учащимися различных возрастных групп с 1 по 11 класс. Например, уже в первом классе дети должны уметь сопоставлять и сравнивать явления на уроках. Тот факт, что эти приемы различаются по степени сложности, делает их особенно полезными для учащихся с особыми потребностями. Такая организация обучения является эффективной для всех детей, независимо от их возраста или уровня подготовленности/способностей.
Графические организаторы
Способность организовывать информацию и идеи – важная составляющая мышления. Графические организаторы дают возможность детям визуализировать структуру явлений. Они наглядно отражают факты, понятия и связи между ними определенным структурированным образом. Они также помогают ученикам любого возраста или уровня подготовленности/способностей организовывать информацию в рамках различных предметов. Эффективность таких когнитивных карт в обучении возрастает, если сочетать их с методикой «обдумайте – объединитесь в пары – поделитесь мыслями», с кооперативными стратегиями и с метакогнитивными подсказками. Когнитивный организатор – это своего рода алгоритм для личного взаимодействия ученика с информацией, он делает процесс мышления «видимым» для ребенка и для педагога.
Главной педагогической задачей в учебном процессе является обеспечение постепенного перехода ответственности от учителя к ученикам. Это происходит со временем, по мере развития их способности самостоятельно организовывать информацию.
В этой части раздела мы поговорим о таких графических организаторах:
- схемы- «паутинки»;
- цепочки последовательности;
- деревья сортировки;
- диаграммы Венна;
- матрицы;
- сюжетные карты;
- «Знаем – узнали – хотим узнать».
Информационный материал. Пример применения диаграммы Венна в учебном процессе
Цель урока: познакомить учащихся с графическим организатором «диаграмма Венна», продемонстрировать способ его применения в процессе подготовки к написанию сочинения со сравнением двух явлений и составить такое произведение. (Эта работа может занять несколько занятий).
- Моделирование учителем. Учитель сравнивает два явления с помощью диаграммы Венна и проговаривает свои мысли для учащихся. На этапе ознакомления рекомендуется выбирать тематику, которую дети хорошо знают. Таким образом, все они смогут приводить общие и отличительные характеристики при заполнении диаграммы. Например, тема «Кошки и собаки».
- Далее учащиеся заполняют диаграмму Венна в «домашних» группах и отмечают в ней подобные и отличительные черты двух знакомых объектов. Педагог позволяет им самим выбрать тему для сравнения путем обсуждения и достижения консенсуса. Так он создает условия для сплочения группы и превращения ее в команду. Для обеспечения индивидуальной ответственности все члены группы должны предложить по крайней мере одну идею до каждого круга диаграммы. В перечне характеристик участники также могут записывать свои позиции ручками разного цвета.
- После дополнительного моделирования в исполнении учителя, дети работают в командах и учатся составлять предложения с помощью своих диаграмм и «сигнальных» слов в отдельной таблице. Это упражнение имеет важное значение для формирования навыков организации информации и представления ее в письменной форме. Поэтому к ее выполнению необходимо привлечь всех учащихся. Для этого рекомендуется использовать прием «вертушка» (когда один лист бумаги и одну ручку передают по кругу), обсуждать в группе местоположение того или иного элемента и задать его путем консенсуса.
- Учитель подробно объясняет способы применения таблички «сигнальных» слов и моделирует процесс написания произведения на основе графического организатора информации. Далее он предлагает ученикам составить одно произведение на группу. Для исполнения этого упражнения педагог специально вводит элемент взаимозависимости и тем самым обеспечивает необходимые стимулы для пассивных детей и детей, которые не любят писать. Один из вариантов создания такой атмосферы – распределить между членами группы три-четыре роли, которые они должны выполнять по очереди, или «по вертушке». Например, секретарь получает лист бумаги для написания коллективного произведения. После завершения дискуссии ученик, которые фиксирует достижения консенсуса, передает ручку секретарю. Тот записывает одно или несколько следующих предложений, согласованных всеми участниками группы. Другие дети предлагают идеи для обсуждения. Таким образом, все они постоянно вовлечены в содержательную деятельность: пишут, активно слушают, выдвигают предложения. Затем ученики зачитывают свои коллективные произведения в классе, обсуждают и записывают критерии для подготовки хорошего сравнительного произведения.
- Теперь, когда ученики освоили диаграмму Венна, они могут применить ее для обработки материала из текущей темы. К этому моменту учитель уже успел достаточно хорошо изучить своих учеников, узнать об их индивидуальных уровнях подготовленности/способностей и особенности учебной деятельности. На основе этих данных он организует работу в более гетерогенных (разноуровневых) группах. Дети, которые нуждаются в советах и подсказках, работают с ним ежедневно отдельно и пишут одно произведение на группу. При планировании их дальнейшей работы педагог пытается дать им возможность как можно больше наблюдать за деятельностью других групп. С другой стороны, учащиеся с хорошо сформированными навыками письменной речи сразу приступают к работе, самостоятельно планируют и пишут свои собственные произведения с помощью таблички «сигнальных» слов. Они могут анализировать свой уровень письма, когда в классе происходит общее обсуждение и дети вместе определяют критерии качественного сравнительного произведения, а также впоследствии при взаимооценивании и самооценке на основе этих критериев. В общем, эта деятельность должна привести учеников к пониманию того, что новый графический организатор помогает улучшить навыки письменной речи. Этому также способствует совместное определение оценочных критериев. Дети освоили структуру такого произведения, изучили последовательность действий по его подготовке и написанию. Поэтому они наверняка смогут самостоятельно сформулировать критерии с помощью графического организатора.
- Для просмотра черновых вариантов произведений и внесения изменений можно применять различные формы работы. Например, попробуйте рассадить учащихся по обе стороны парт. Один из партнеров читает свое произведение, а собеседник предлагает изменения, чтобы его улучшить. Первый ученик должен записать одно важное предложение. По сигналу учителя дети с внутренней стороны пересаживаются на три стула вправо, и весь процесс повторяется. Общение в парах с переходом к новым собеседникам продолжается, пока у каждого ученика не наберется три идеи для улучшения произведения.
- Редактирования произведений осуществляется в командах. Работа проводится быстро и без существенных затруднений. Каждый член группы отдает свое произведение другому для исправления грамматических и стилистических ошибок. При этом, изменять построение фраз и предложений редактор может только с согласия автора. Например, если в произведении часто случаются длинные и неправильно оформленные сложносочиненные предложения, он сначала должен обсудить их с автором и только потом менять текст.
Оформление окончательного варианта. Как правило, команды охотно выполняют эту часть задачи, ведь самое сложное уже позади! Во время этой заключительной деятельности члены групп могут поговорить друг с другом. Если все ученики были активными и помогали друг другу, это приведет к усилению командных связей.
Таблица «сигнальных» слов для написания сравнительного произведения
Тема
Общее Отличное
____________ ___________
____________ ___________
____________ ___________
Главная мысль: ____________________________
Таблица «сигнальных» слов для написания сравнительного произведения
Общее Отличное
Похожий на… в отличие от…
так же вместе с тем
аналогично вместо этого
таким же образом с другой стороны
подобным образом наоборот
как и… хотя…
напоминает отличается от…
похож на тогда как…
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)