Методики привития социального поведения
Спонтанно организованные специальные группы позволяют привлечь всех учащихся к работе с материалом, отвечать на вопросы и выполнять те или иные учебные действия. В частности, эта методика полезна для ребенка, редко высказывающегося на уроке, или для ребенка, которому сложно активно слушать. Все ученики должны активно слушать и участвовать в деятельности группы и/или всего коллектива. Также, во время общения в парах и тройках «слабые» дети имеют перед собой пример хорошей речи и социального поведения в лице товарищей. Итак, в этой части раздела мы поговорим о таких методиках: (1) «уголки»; (2) «вертушка»; (3) «восемь квадратов»; (4) «карусель»; (5) «обдумайте – объединяйтесь в пары – поделитесь мыслями»; и (6) «три к одному».
1. Уголки
- Выберите тему и приведите несколько разных точек зрения относительно нее (обычно четыре).
- Каждый из названных взглядов представлен в определенной части учебной аудитории (четыре угла).
- Ученики выбирают один из предложенных вариантов и записывают его.
- Далее они расходятся по углам в соответствии с выбранной позицией. В парах они обсуждают свой вариант взгляда на проблему.
- Во время работы в углах ученики делятся своими мыслями и перефразируют идеи друг друга.
- По возвращении в свои команды дети анализируют причины, побудившие их принять ту или иную позицию.
2. «Вертушка»
«Вертушка» (или схема работы по кругу) – это довольно простой прием, который может оказаться незаменимым для обеспечения взаимозависимости в процессе совместной деятельности и привлечения к ней каждого участника. Вот несколько вариантов его применения.
- Ученики отвечают на вопросы по кругу устно или письменно.
- Ученики по очереди выполняют роль секретаря, который должен записывать идеи в процессе мозгового «штурма».
- В группах ученики читают текст по кругу.
- Ученики по очереди играют разные роли таким образом, чтобы каждый участник группы в определенный момент тренировался выполнять ту или иную роль.
- Ученики по кругу выполняют различные шаги определенного когнитивного приема несколько раз, пока каждый ученик не пройдет все шаги.
3. Восемь квадратов
- Методика «восьми квадратов» – это полезный инструмент для сбора информации. Ученикам дают лист бумаги, разделенный на восемь частей.
- В каждой части листа указано, какую информацию необходимо получить. Дети двигаются по классу и ищут одноклассников, которые могут записать свое имя в том или ином квадрате. Так они заполняют все квадраты.
- Далее ученики представляют эту информацию в общем кругу. Ученик, которого вызывают, должен назвать имя и сообщить соответствующие данные из своих записей. Ребенок, чье имя стоит в квадрате, сообщает следующий фрагмент информации. Каждого ученика можно вызвать только один раз.
- Метод «карусель»
- Дети садятся в два круга, один вокруг другого.
- Во внутреннем и внешнем кругах дети сидят лицом друг к другу. Они в парах обсуждают определенный вопрос, описывают явление или выполняют учебные упражнения.
- Ученики переходят по кругу вправо или влево, пока каждый из участников не пообщается с несколькими партнерами из другого круга.
Из практики начальной/младшей школы
Как вариант «карусели», можно попросить учеников сесть с обеих сторон специально расставленных парт. Дети с внешней стороны читают свои произведения партнерам, которые сидят за партами. Те дают свои комментарии и замечания по поводу услышанного. По сигналу учителя ученики с внешней стороны переходят на несколько шагов в сторону (например, все встают и пересаживаются на третий стул слева). Они зачитывают произведения во второй раз, чтобы получить обратную связь от другого товарища. Затем дети меняются ролями: теперь свои произведения читают ученики, которые сидят с внутренней стороны парт, а их товарищи напротив выражают свое мнение.
Педагог проводит это упражнение на этапе редактирования и корректуры текста. Благодаря выбранной методике, в ней могут принимать участие ученики с разным уровнем подготовленности/способностей. Независимо от сформированности навыков письма, каждый из них может получить обратную связь и улучшить свою работу.
Из практики начальной школы
Эта методика также является эффективным способом привлечения всех учащихся к учебной деятельности, направленной на усвоение базовой фактической информации. Ученики садятся концентрическими кругами лицом друг к другу. (Когда такое упражнение проводится с маленькими детьми, рекомендуется попросить их держаться за руки!) Учитель задает вопросы по отдельным элементарным фактам, а дети стараются первыми в своей паре дать на него ответ. По подсказке учителя ученики переходят по кругу к новому партнеру. Это активная и веселая форма работы, которая превращает скучное изучение элементарной информации в интересную и увлекательную игру!
- Методика «обдумайте – объединитесь в пары – поделитесь мыслями»
- Ученики получают вопрос или проблему и в течение определенного времени должны индивидуально обдумать свой ответ.
- Далее они обсуждают свои мысли в парах.
- Затем учащиеся сообщают свои ответы всему классу.
Из практики начальной школы
Эта методика будет полезна на уроке математики, где ученики могут придумать различные способы решения определенной задачи или примера. В первые годы дети учатся доносить до других свои мысли, выраженные математическими понятиями и идеями. Именно в этот период рекомендуется формировать такие навыки. Нельзя требовать от ребенка отразить процессы решения задачи письменно, если у него не было достаточно возможностей научиться артикулировать свои действия устно в группе. В представленном примере ученики сначала обдумывают свой ответ определенное время, а потом обсуждают его в парах. Таким образом, каждый ребенок в классе привлечен к учебному общению.
6. Методика «три к одному»
Задайте вопрос, на который можно дать по крайней мере три разных ответа. Ученики работают в тройках. Каждый участник пытается придумать свой ответ и просит секретаря записать его.
- Задайте дополнительный вопрос, чтобы дети вместе выбрали один лучший ответ с помощью оценки и интеграции идей.
- Каждый участник должен согласиться с выбранным ответом и быть готовым аргументировано доказывать его в классе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)