Взаимозависимость на основе совместного вознаграждения
Это означает, что учитель отмечает и награждает достижения всей группы, и ученики хорошо это осознают. Поощрения получают или все, или никто.
- Каждый член группы получает больше свободного времени, если в группе все участники набрали более 80%.
- Группа получает дополнительные баллы, если достигла наибольшего улучшения своих результатов по сравнению с прошлым (или стартовым) тестом.
- Члены группы достигают общего успеха, если результат каждого участника соответствует установленному критерию.
- Каждый участник группы получает дополнительные баллы к своей академической оценке, если вся группа выполнит поставленные требования.
- Если все члены группы могут объяснить, какие стратегии они применяют для решения своей проблемы/задачи, учитель может уменьшить их домашнее задание на любые пять примеров.
2. Индивидуальная ответственность
Разумеется, ответственность за усвоение материала и сотрудничество в группе возлагается на каждого ее участника.
- В случайном порядке выберите одного ученика, который должен представить или ответить от имени всей группы.
- Разбейте задачу на части и распределите их между всеми членами команды.
- Оценивайте результат группы и ее индивидуальных участников.
- Попросите учеников сначала выполнить индивидуальную подготовительную работу, и только потом объединиться в группы.
- Попросите учеников представить выполненное задание на большом листе бумаги или на слайде для презентации перед всем классом.
- Предложите детям записывать информацию ручками разного цвета или разноцветными маркерами на большом листе бумаги.
Иногда некоторые ученики «выезжают» за счет других: просто сидят и ждут, пока остальные члены группы выполнят всю работу. Чтобы избежать такой ситуации, индивидуальную ответственность необходимо закладывать в процесс коллективной деятельности. Одним из возможных вариантов является распределение задач.
- Предложите участникам группы поставить свои подписи на листе с заданием, где определены обязанности каждого.
- Члены команды рассчитываются по порядку. Каждый выполняет задачи под своим номером.
- Каждый член команды тянет бумажку с указанным на ней заданием.
3.Социальные навыки
«За умение находить общий язык с людьми я готов платить больше, чем за любой другой талант».
Необходимо специально работать над формированием социальных навыков и обеспечивать соответствующую практику в контексте групповой деятельности. Дополнительное время, потраченное на объяснение того или иного навыка, по его моделированию, дает прекрасные плоды. Развивая социальные навыки и навыки взаимодействия в группе, педагог создает условия для активной познавательной деятельности учащихся и взаимной поддержки.
Для эффективной работы члены группы должны: (1) знать и доверять друг другу; (2) высказываться точно и однозначно; (3) принимать и поддерживать друг друга; и (4) конструктивно решать конфликтные ситуации. Все эти навыки представлены по уровням развития социальных навыков: организационные навыки, функциональные навыки, навыки формулирования, а также усвоения и расширения информации.
4. Процессы в группе
Учащимся необходимо дать определенное время, чтобы проанализировать работу в группе и подумать над процессами, которые происходили во время учебной деятельности.
- Назовите три вещи, которые хорошо удавались группе, когда вы все работали вместе. Назовите одну вещь, которую ваша группа могла бы сделать еще лучше.
- Подумайте, что делал каждый участник группы, что помогало вам эффективно работать вместе. Скажите своим товарищам, что полезное они делали.
- Предложите учащимся самостоятельно оценить, насколько хорошо они применяли тот или иной социальный навык. Свои оценки они должны сообщить классу и обосновать их.
- Свою оценку за отработку того или иного навыка младшие ученики могут показать количеством пальцев поднятой руки.
- Учитель может приостановить работу группы, чтобы похвалить или вознаградить команды, которые применяют нужные навыки.
- Просто попросите учеников поднять руку, если их команда выполнила задачу и хорошо работала вместе.
5. Рефлексия
В конце урока следует уделить время для рефлексии с тем, чтобы учащиеся имели возможность проанализировать свои индивидуальные и командные усилия. Ниже приведены примерные вопросы для этой составляющей процесса кооперативного обучения.
- Почему это далось вам легко/сложно?
- Как вы себя чувствовали, когда ваша команда помогала и поощряла вас?
- Кто из членов группы помогал вам?
- Что нам следует делать в дальнейшем? Что можно было бы изменить?
- Помогает/мешает тебе группа учиться?
- Что может сделать команда, чтобы в следующий раз облегчить работу над задачей?
Важно побудить учеников следить за применением навыков межличностного взаимодействия и работы в группе. Для этого можно посоветовать эффективный прием «Замри!». Существуют различные варианты его применения на уроке.
- Попросите одну из групп смоделировать процесс сотрудничества для всего класса. Другие ученики наблюдают за ее деятельностью и отмечают про себя, как участники применяют один-два навыка. Когда дети слышат или видят, как целевой навык проявляется в деятельности группы, они выкрикивают «Замри!».
- Каждый из наблюдателей в специальной таблице делает пометку напротив соответствующего навыка, когда его применяет один из членов группы в центре. После того, как все дети завершили свои записи, начинается их обсуждение в классе.
- Во время работы в каждой группы на столе лежит форма для пометок по методике «Замри!». Учитель переходит от одной группы к другой. Когда он замечает, что члены группы применяют определенный навык, то командует: «Замри!». Дети прекращают работу, и учитель описывает замеченную ситуацию.
- Аналогично предыдущей методике, но на месте учителя – ученики-наблюдатели.
6. Личное взаимодействие
Для обеспечения эффективного коллективного взаимодействия в процессе обучения одной положительной взаимозависимости недостаточно. Важным фактором, способствующим достижению высоких учебных результатов, является качество интеракций между учениками. Именно в процессе взаимодействия дети могут узнать новые идеи, услышать критику в адрес собственных соображений и вынуждены отстаивать свою точку зрения. Во время обучения дети в группе должны сидеть кругом и видеть друг друга. В некоторых случаях для эффективной работы с материалами им удобнее сесть в ряд. Ученые предлагают ряд рекомендаций по организации физического пространства в учебной аудитории, расстановке мебели, методик объединения детей в группы и применения материалов.
Часто дети говорят не для того, чтобы их поняли, а для того, чтобы понять самим! Далее отражен ряд советов для привлечения всех учеников к коллективной работе в группе. Вот перечень, составленный учениками 5 класса:
- выполнять задачи по кругу («по вертушке»);
- поддерживать зрительный контакт;
- следить за тем, чтобы поза была открытой, а жесты и мимика отражали доброжелательное отношение участников друг к другу;
- соглашаться с идеями товарища;
- поощрять других участников;
- говорить комплименты;
- хотеть услышать новые идеи;
- задавать вопросы;
- уточнять самим/просить другого члена группы уточнить свою мысль;
- помогать друг другу.
Сущность кооперативного обучения состоит в положительной взаимозависимости. Все члены группы в одной лодке: они или утонут, или выплывут вместе, если выполнять все указанные требования, смогут наладить эффективное взаимодействие и улучшить свои академические достижения. Нужно специально обучать учеников тихо и быстро объединяться в пары или тройки и расходиться на свои места после завершения задания. Чтобы усвоить правила работы в таких группах, им понадобится определенное время и практика.
Специальные группы
Применение специальных групп делает учебный процесс более гибким. Это неформальные, произвольно созданные группы, которые дают возможность привлечь всех учащихся к обсуждению. Эту форму легко использовать в нужный момент во время лекций, демонстраций и учебных дискуссий. Обычно, учеников просят вместе с партнером или в тройках обобщить материал, задать к нему вопрос, уточнить определенные идеи. Самым распространенным является прием «поговорить с партнером ...». Тот же принцип в несколько расширенном виде воплощен в методике «обдумайте – объединитесь в пары – поделитесь мыслями», где детям предоставляется определенное время после постановки вопроса (до объединения в пары) и после ответа ученика в общем обсуждении в классе. Сначала они обдумывают его индивидуально, продолжают обсуждать в парах и делятся своими мыслями в общем кругу.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)