Формы кооперативного обучения
Кооперативное обучение охватывает различные формы, внедрение которых требует от нескольких минут до нескольких недель, в парах, тройках и малых группах. Такая вариативность позволяет интегрировать кооперативное обучение во все виды преподавания – объяснение, лекцию, дискуссию. Также, оно не требует формального объединения детей в группы. Однако следует отметить, что более формальная методика создания групп закладывает основу для развития навыков межличностного взаимодействия и открывает путь к более комплексным интеракциям, когда дети полнее осознают когнитивные и групповые процессы. Именно в процессе становления группы – на стадиях формирования, шторма и урегулирования – наблюдается значительный прогресс. Он проявляется в совершенствовании межличностных навыков, принятия сверстниками друг друга во время учебной деятельности и в улучшении общего климата в детском коллективе.
Базовые группы
Эти группы статические. Они создаются на длительное время от одного до нескольких лет как механизм взаимопомощи учащихся и взаимоподдержки. Их деятельность является одним из методов налаживания между учениками долгосрочных отношений заботы друг о друге. Каждая такая группа может выполнять разные функции. Например, ее участники собираются раз или два раза в день, чтобы:
- отметить отсутствующих;
- проверить домашнее задание,
- напомнить участникам о некоторых дела;
- вместе готовиться к тестам в группах по изучению отдельных предметов;
- составить план мероприятий для класса/школы;
- записать домашнее задание и подготовить материалы;
- сообщить задание отсутствующим членам группы;
- обсудить свои результаты обучения, зафиксированные в индивидуальных учебных журналах или специальных тетрадях с замечаниями педагогов.
Каждой базовой группе необходимо иметь свою папку. Ученики по очереди приносят ее на заседание группы. В ней хранятся данные о посещаемости, домашнее задание, списки контрольных вопросов, информационные сообщения и задания для совместного выполнения в группе. Ведение собственной папки – эффективная техника, которая помогает детям сосредоточиться на обучении сразу по прибытии в школу и поддерживать уровень их внимания перед звонком с последнего урока.
Базовая группа – полезная форма сотрудничества для учащихся, которые в противном случае были бы лишены поддержки одноклассников. Например, если в течение обычного урока ребенка забирают для индивидуального занятия, то товарищи из его базовой группы помогут разобраться с материалом, который в то время изучался в классе. Эта форма кооперативного обучения также позволяет минимизировать негативные последствия временного отсутствия некоторых учеников в связи с предоставлением специальных услуг, поскольку участники группы обязаны информировать друг друга и помогать успевать за всем, что изучается в классе. Например, если ученику сложно организовать свои материалы и задания, он получает помощь от своей базовой группы. Поэтому ребенку не нужно ждать, пока придет учитель, чтобы найти нужную задачу в учебнике.
Формальные группы
В кооперативном обучении формальные группы создаются на период от нескольких недель до года. Например, для изучения темы по обществоведению учитель объединяет детей в статические группы на три недели и дает каждой хорошо спланированное и содержательное задание. В процессе развития отношений эти малые группы проходят традиционные стадии – формирование, шторм и урегулирование – пока ученики учатся находить общий язык и эффективно взаимодействовать. Это прекрасная возможность для приобретения социальных навыков в значимых контекстах. Кроме того, учитывая длительное существование, начинают происходить процессы, характерные для развития группы. Благодаря такой групповой динамике ученики могут оценить свою роль в достижении определенной коллективной цели.
Чтобы повышать уровень академических достижений в групповой деятельности, учителю необходимо принимать во внимание несколько важных факторов, обязательных для успешной работы. Ведь для получения высокого результата недостаточно просто объединить учеников в группы и поручить им работать вместе. Производительность коллективных усилий будет выше индивидуальной только при определенных условиях. К ним относим следующие:
- положительная взаимозависимость;
- индивидуальная ответственность за результат;
- социальные навыки;
- процессы в группе;
- рефлексия;
- личное взаимодействие.
Это ключевые принципы, которыми педагог должен руководствоваться для организации кооперативного обучения на уроке. В своей работе ученые отмечают, что эффективность кооперативного обучения всегда зависит от этих шести составляющих. Если не соблюден хотя бы один принцип, то групповая работа может происходить, но кооперативное обучение – нет. На любом «кооперативном» уроке все эти составляющие накладываются друг на друга.
1. Положительная взаимозависимость
Положительная взаимозависимость – это необходимая установка, которая помогает организовать совместную работу таким образом, чтобы способствовать максимально эффективному обучению каждого участника группы. Кто-то один не в состоянии достичь цели группы самостоятельно, это под силу только всей группе. Одним из многочисленных способов создания взаимозависимости в группе является распределение ролей между ее членами (секретарь, репортер и т.д.). Ниже мы рассмотрим еще несколько приемов, которые будут побуждать учащихся полагаться друг на друга в процессе работы над коллективным заданием.
Так, ресурсная взаимозависимость возникает тогда, когда у каждого участника группы есть только определенная часть информации, ресурсов и материалов для подготовки задания. Предлагаем несколько советов.
- Предоставляйте группам ограниченное количество ресурсов (один карандаш, учебник и т.д.).
- Давайте материал во фрагментированном виде таким образом, чтобы у каждого участника была только часть нужного набора материалов.
- Попросите каждого члена группы внести свой вклад в создание коллективного продукта.
- Меняйте роли (секретарь, участник, который фиксирует консенсусное решение, участник, который вносит предложения).
- Поручите каждой группе подготовить единый проект.
- Поручите участникам создать индивидуальные проекты и помогать друг другу в их подготовке; выберите проект для оценки.
- Поставьте групповую оценку за проект, созданный совместными усилиями.
Положительная ролевая взаимозависимость характерна для командных видов спорта, где игроки занимают определенные позиции, каждая из которых имеет решающее значение для успеха команды. Ученые рекомендуют сначала определить, нужны ли роли для выполнения той или иной задачи, помогут ли они ученикам: «Если, по вашему мнению, роли будут полезными, распределяйте их между учениками, если же нет, от них лучше отказаться».
Роли для работы над заданием:
- Ученик, который читает;
- ученик, который записывает ход обсуждения, секретарь;
- ученик, который контролирует понимание изучаемого;
- ученик, который дает указания;
- ученик, который следит за временем;
- ученик, который следит за уровнем шума в процессе групповой деятельности;
- ученик, который обеспечивает необходимые материалы, поддерживает контакты с другими группами и с учителем (задает вопросы и т.д.);
- ученик, который фиксирует достижение консенсуса (сохраняет ручку и передает его секретарю, когда группа согласовала общее решение).
Роли для поддержания деятельности группы:
- ученик, который активно слушает;
- ученик, который поощряет других к участию в коллективной деятельности;
- наблюдатель;
- ученик, который уточняет информацию;
- ученик, который обобщает материал, ход обсуждения;
- ученик, который проверяет понимание изучаемого;
- ученик, который перефразирует.
На этапе знакомства с методикой групповой работы ролевая взаимозависимость стимулирует учеников практиковаться в применении определенных социальных и когнитивных умений. Так, когда учитель поручает отдельным ученикам перефразировать, обобщать, фиксировать достижения консенсуса, он тем самым создает значимый контекст для практики. Сначала такие действия кажутся ученикам несколько искусственными, «навязанными» извне. Однако впоследствии, благодаря последовательной отработке этих навыков в контексте групповой деятельности, дети начинают воспринимать их как нечто само собой разумеющееся, как составляющую собственного стиля работы.
Кроме того, распределение ролей позволяет легко учитывать различия в характере учебной деятельности учащихся. Функции, которые выполняют в группе дети с особыми потребностями, не должны ограничиваться учебным заданием. Они также способны обобщать и парафразировать на определенном уровне. А в процессе совместной работы эти ученики могут совершенствовать свой язык, следуя примеру одноклассников. Также, если у ученика хорошо развита вербальная сфера и наблюдаются трудности чтения, то обрабатывать печатные материалы ему помогают одноклассники. Но он тоже делает свой весомый вклад в подготовку общего задания. Кроме того, ребенок с особыми потребностями может разделять определенную роль с другим участником группы, например, выступить с совместной презентацией перед всем классом.
Взаимозависимость на основе внешнего противника возникает в ситуации, когда группы действуют в атмосфере конкуренции. Ниже приведены рекомендации по структурированию взаимозависимости по этому принципу.
- Во время командно-игровой деятельности учащиеся пытаются завоевать очки для своей домашней группы, с которой они изучали/отрабатывали определенный материал.
- Группа, которая получит наибольшее количество баллов, освобождается от домашнего задания.
- Группа должна собрать больше баллов, чем в прошлый раз.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)