Написание биографии
Этапы |
Применение |
|
Короткий опрос для выяснения предыдущего опыта работы с биографическими сочинениями: их чтение и написание |
|
Определение понятия биографии. Это рассказ о жизни и личностном становлении человека с обстоятельным описанием важных событий в его жизни. Пояснение пяти составляющих биографического рассказа: временная шкала, общий контекст событий; личные достижения; характер; и важные люди главного персонажа. Учитель поясняет последовательность действий в написании биографии: заполнение опросников для выявления личных предпочтений, проведение мозгового «штурма» для выбора персонажа; поиск материалов в библиотеке; сбор биографической информации относительно пяти составляющих из источников; составление плана; написание чернового варианта рассказа; обсуждение с учителем или родственником; редактирование и внесение изменений; подготовка окончательного варианта рассказа; обнародование. |
|
Ученики учатся воссоздавать и применять на практике алгоритм деятельности, продемонстрированный учителем. Они отвечают на вопросы опросника для выяснения предпочтений, проводят исследования в библиотеке, создают постеры, составляют план, пишут и редактируют свои биографические рассказы. |
|
Для контроля за деятельностью учеников педагог регулярно просматривает их портфолио, проводит проверку, беседует с ними, оценивает их отчет и постеры, помогает в процессе само- и взаимооценивания. |
|
Некоторые ученики заканчивают свои биографические рассказы самостоятельно. Некоторые работают в малых группах над определенными составляющими биографии, требующими усовершенствования. Третьи работают в парах и выполняют дополнительное задание по написанию автобиографии. |
|
В течение недели и месяца учитель просит учеников вспомнит пять составляющих биографии и подготовить биографические рассказы об известных людях, которые сделали вклад в развитие других областей знаний, которые дети сейчас изучают (например, физкультура, математика, точные науки). |
Кооперативное обучение
Сейчас в исследованиях проблем образования все чаще утверждается, что кооперативное обучение позволяет достигать значительных успехов в обучении и воспитании детей. Ученики должны уметь формулировать, анализировать и отстаивать собственные идеи. Достижению этой цели способствует коллективная деятельность в группах. Учебное общение на уровне «ученик – ученик» помогает формировать навыки решения проблем и высшие функции мышления. Также, работая в группе, каждый ребенок получает возможность действовать, выполняя поставленную учебную задачу. Ведь каждый раз, когда мы побуждаем ученика к определенному действию (например, обобщить, проанализировать, оценить или сравнить информацию), мы тем самым создаем условия для активного обучения. В процессе такой работы ребенок овладевает и учится применять ценные навыки, которые сохраняет на всю жизнь. Кооперативное обучение также наглядно демонстрирует важность разнообразных талантов и умений для успешного обучения. За последние девяносто лет широким кругом ученых было проведено более 500 экспериментальных и 100 корреляционных исследований для различных звеньев образования, предметных направлений и типов образовательных учреждений. Во многих из них говорится о положительном эффекте для всех учащихся. Он проявляется в повышении уровня академических достижений, улучшении навыков высшего мышления, усилении самооценки, улучшении навыков межличностного взаимодействия и социальных навыков. Однако, само по себе объединение учащихся в группы и создание условий для взаимодействия не ведет к эффективному обучению и развитию социальных компетеностей. Характер ученического взаимодействия в группах зависит от того, как учитель структурирует взаимозависимость в учебной ситуации.
Существует несколько методов кооперативного обучения, в частности:
- вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»;
- метод групповой работы с присвоением номеров. Согласно этому методу, каждому члену группы предоставляют определенный номер. С помощью этих номеров педагог руководит деятельностью детей в процессе выполнения различных задач;
- совместное обучение в малых группах-командах;
- исследовательская деятельность учащихся в группах;
- метод «ажурная пила».
Большинство учителей в своей профессиональной деятельности применяют определенную комбинацию этих методов в зависимости от индивидуального стиля преподавания и ученического коллектива. Для успешного внедрения кооперативного обучения, дети должны знать, как эффективно взаимодействовать в группах. Поэтому необходимо регулярно уделять внимание выработке социальных навыков, чтобы вывести учеников на тот уровень, где начинают формироваться высшие навыки мышления и общие цели группы становятся личными целями каждого ее участника. Время от времени акцент на социальных навыках заставляет нас несколько отходить от материала учебной программы. Но воспитание навыков межличностного взаимодействия вполне стоит потраченного времени. Когда дети начинают понимать приемы групповой работы и овладевать когнитивными навыками, их учебная деятельность становится все более эффективной и рациональной.
Участие в различных формах совместной деятельности, описанных ниже, дает детям возможность всесторонне исследовать, обсуждать вопросы и проблемы, высказывать конструктивную критику, делать ошибки, учиться слушать мнение другого человека, интегрировать новые знания с предшествующими и обобщать свои идеи. Выработка этих навыков является неотъемлемой составляющей любой учебной задачи в пределах всех предметов для каждого звена школьного образования. Она также касается всех учеников, независимо от их уровня подготовленности/способностей.
Кооперативное обучение как способ интеграции учащихся
Кооперативное обучение создает естественные условия для интегрирования учеников с особыми потребностями. Этот подход способствует налаживанию позитивных отношений в коллективе и помогает воспитывать у детей чувство ответственности за своих одноклассников. В то же время, как методика интеграции, оно полезно для всех учеников, а не только для детей с особыми потребностями.
Создание благоприятной атмосферы для принятия различий
- Методики кооперативного обучения помогают улучшать коммуникацию и отношения между учениками с ограниченными возможностями и их сверстниками с типичным развитием.
- Как свидетельствуют результаты исследований, различные формы кооперативного обучения положительно влияют на успеваемость учащихся в обычном классе. В то же время, результаты детей с проблемами обучения зависят от хорошо структурированных программ, ориентированных на развитие когнитивной сферы, где ученики в процессе обсуждения должны предоставлять и получать ответы, а также объяснять их.
- Действительно, в условиях кооперативного обучения дети, отстающие от своих сверстников, часто демонстрируют лучшие академические показатели, чем в обучении по традиционным методикам. Вместе с тем, в группе они не столь активны и меньше влияют на процесс коллективной деятельности, чем их более успешные в учебе товарищи. Поэтому для создания позитивной атмосферы необходимо организовывать работу в группах таким образом, чтобы устранить проблемы статусного характера.
- Ученики с трудностями обучения смогут достигать лучших академических показателей в групповой учебной деятельности, если каждый член группы несет ответственность за свой результат и когда оценка работы всей группы будет зависеть от достижений ее участников.
Кооперативное обучение хорошо подходит для работы в условиях большой наполняемости классов, разнообразного ученического контингента. Имея длинную историю, кооперативное обучение вновь вызывает значительный интерес у представителей педагогической общины. Этот метод не дает ответа на все вызовы, с которыми в настоящее время сталкиваются педагоги, но он предлагает гибкий подход к удовлетворению индивидуальных потребностей в контексте действующих образовательных стандартов. Гибкость кооперативного обучения объясняется большим количеством его форм и методов, которые подробно описаны далее.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)