Учебный процесс в инклюзивном классе
Во время учебного процесса в инклюзивном классе используются педагогические подходы, которые доказали свою эффективность: традиционное интенсивное обучение; кооперативное обучение и формирование когнитивных стратегий. Для учителя важно последовательно и гибко использовать все три указанных подхода в повседневном планировании чтобы достигать желаемых результатов обучения учащихся.
Традиционное интенсивное обучение
Согласно этому подходу, обучение проходит под руководством учителя и ориентировано на полное усвоение базовых умений и понятий (например, навыков чтения, математических формул, правил грамматики, научных фактов и решающих дат в истории человечества). Эти базовые навыки и понятия изучаются последовательно, шаг за шагом. Традиционное интенсивное обучение можно применять в комбинации с любыми формами работы (фронтальными, групповыми, индивидуальными). Как правило, центральным лицом в нем выступает учитель. Эта методология берет свое начало с 1970-х годов, когда ученые начали употреблять этот термин в связи с эффективной педагогической практикой и ученическими достижениями.
Опираясь на значительную научную базу, можно утверждать, что традиционное интенсивное обучение способствует активизации учебной деятельности учащихся, помогает им более полно и четко осознать понятие и выработать базовые навыки. Согласно этому методу, педагог организовывает обучение по четко структурированной схеме, разбивает этот процесс на маленькие шаги, контролирует понимание пройденного материала, моделирует применения целевых умений и навыков и обеспечивает ученикам достаточно возможностей для самостоятельной их отработки под его руководством. Весь этот процесс носит систематический и последовательный характер.
Базовые элементы традиционного интенсивного обучения
Этот метод предусматривает выполнение учителем шести методических функций, лежащих в основе эффективного обучения базовым понятиям и навыкам.
- Актуализация и проверка ранее усвоенного материала. Это первый этап традиционного интенсивного обучения. Он охватывает такие важные действия, как проверка понимания учащимися исходных понятий и умений.
- Презентация и демонстрация. Знакомя детей с понятиями и базовыми навыками, учитель в начале коротко объясняет цели и задачи урока. Новый материал изучается небольшими порциями. Этот процесс включает в себя демонстрацию с использованием соответствующих иллюстраций и примеров, которые призваны помочь детям понять основные моменты. На этом этапе урока педагог моделирует то или иное действие (целевую реакцию), которую должны усвоить ученики.
- Управляемая практика. На следующем этапе урока учитель в процессе диалога побуждает учащихся предоставить целевой ответ. Как правило, пытаясь подвести весь класс к пониманию определенного понятия/навыка, учитель проводит опрос по материалу, который касается темы урока. Чтобы привлечь к опросу всех детей используется техника ответа хором. Например, педагог задал вопрос и просит учеников ответить на него устно, поднять карточку с нужным ответом или обозначить его определенным жестом. При этом, он должен контролировать ответы индивидуальных учеников в классе, чтобы определить, что все отвечают правильно. Это также своего рода оценивание, и его данные необходимо использовать для дальнейшего планирования урока (например, для быстрой корректировки первоначального плана, осуществления аккомодаций или модификаций). По мере того, как ученики все чаще отвечают правильно, учитель меняет критерии для определения уровня усвоения ими нужного материала. Теперь он оценивает скорость и правильность. Учитель задает многочисленные вопросы, чтобы получить как можно больше ответов, и чтобы дети имели больше возможностей дать целевой ответ (показать владение желанным навыком/понятием) и закрепить его.
- Обратная связь и исправления. На основании ответов, которые дают ученики, учитель предоставляет обратную связь, тем самым сообщая им, что они точно поняли суть нужных понятий и/или навыков. На этом этапе урока педагог должен также оценить, насколько успешно дети усвоили целевые понятия/навыки, когда они демонстрируют их в своей деятельности. Таким образом он определяет, нужно ли заново их объяснять.
- Самостоятельная практика (заполнение пробелов или расширение знаний). Учащимся необходимо иметь возможность применять новые знания, умения и навыки, переносить их на разные ситуации и контексты, а также повышать свой уровень компетентности. Задания для отработки усвоенного материала они могут выполнять индивидуально или совместно в парах или малых группах. Но перед тем, как дать им самостоятельное задание для закрепления/углубления понимания новых понятий и навыков, важно, чтобы дети были готовы их выполнять. При этом задания для самостоятельной работы должны соответствовать уровню способностей ребенка, то есть они должны быть такими, чтобы ученики могли выполнить их на 95-100% правильно. Поэтому педагог должен тщательно контролировать и оценивать самостоятельные задания учеников. Также, дети должны осознавать, что они тоже отвечают за качество своей работы.
- Частое повторение. Учащимся необходимо иметь возможность закреплять и расширять новые знания, умения и навыки. Поэтому последовательное и систематическое повторение пройденного материала является неотъемлемой чертой традиционного интенсивного обучения. Его рекомендуется проводить, по крайней мере, еженедельно или ежемесячно, включать соответствующие упражнения и вопросы в домашнее задание или в очередной тест. Если в домашнем задании или в контрольной работе дети не справляются с ними или выполняют неправильно, то учитель возвращается к прошлой теме и изучает ее с детьми повторно.
Чем традиционное интенсивное обучение полезно для детей с особыми потребностями
Традиционное интенсивное обучение имеет ряд преимуществ в работе с детьми с особыми потребностями. Во-первых, подробные объяснения позволяют ребенку точно кодировать информацию. Ведь много таких детей сталкиваются с проблемами в обучении потому, что не могут запомнить информацию. Поэтому, характерные для этого метода регулярное повторение и проверка абстрактного понимания, обратная связь и исправление ошибок и пробелов в деятельности помогают понять материал более полно и точно. Во-вторых, внедряя метод традиционного интенсивного обучения, учитель привлекает детей к активной работе с академическим материалом. Проведенные исследования показали, что во время уроков ученики с проблемами обучения и поведения меньше сосредотачиваются на решении академических задач. Поэтому, когда ребенку специально отводится время для выполнения различных заданий касательно понятий и навыков, с которыми учитель знакомит его на уроке, растет эффективность его учебной деятельности и уровень достижений. В-третьих, метод традиционного интенсивного обучения обеспечивает ученикам широкие возможности для активного привлечения и ответов на уроке. Известно, что дети с учебными проблемами склонны к пассивности и зависимости в обучении. Традиционное интенсивное обучение помогает преодолеть эту тенденцию, побуждая детей учиться более активно и плавно посредством практики – под руководством учителя и самостоятельно – и посредством обратной связи.
Педагогические модели на основе традиционного интенсивного обучения
Традиционное интенсивное обучение занимает важное место в методологии двух широко известных педагогических технологий. Эти технологии ориентированы на осуществление вмешательств с акцентом на формирование когнитивных стратегий. Во-первых, это программа «Вмешательство для выработки стратегий».
И, во-вторых, программа «Стратегии эффективного обучения и мышления» (СЭОМ). Программа СЭОМ охватывает многочисленные стратегии, которые позволяют детям лучше понимать прочитанное, писать сочинения, сдавать тесты, конспектировать и решать проблемы. Кроме содержательного компонента (стратегии), в ней содержатся рекомендации по методике их формирования. Авторы советуют проводить обучение по программе СЭОМ в три этапа. Первый этап – объяснение и отработка стратегий. Здесь применяются все методики традиционного интенсивного обучения, о которых говорилось выше, но относительно формирования стратегий. В начале такого обучения задача учителя состоит в том, чтобы проинформировать детей об их существовании (сформировать понятие стратегии) и показать, что организованное, целенаправленное и эффективное применение когнитивных стратегий повышает их способность получать, запоминать, обдумывать, воспроизводить и применять знания (сформировать навыки). Таким образом, в программе СЭОМ, а также в программе «Вмешательство для выработки стратегий» метод традиционного интенсивного обучения помогает ученикам осознать понятие когнитивных стратегий и приобрести навыки для их усвоения и использования.
Этот метод также является важной составляющей кооперативного обучения. Оно включает в себя различные организационные формы и элементы, где дети в малых группах вместе отрабатывают и усваивают новые понятия и определенные программой навыки. Поэтому традиционное интенсивное обучение гармонично связано с кооперативным. Ведь перед тем, как дети смогут эффективно взаимодействовать друг с другом в группах, им необходимо детально объяснить формы и правила кооперативного обучения. Таким образом, в кооперативном обучении, по крайней мере его первых этапах, важная роль отведена традиционному методу, когда дети начинают знакомиться с понятиями и навыками, необходимыми для учебного взаимодействия.
Метод традиционного интенсивного обучения на уроке развития речи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)