7.9. Планирование уроков
В повседневном планировании уроков важно хорошо продумать общую цель, специфические цели и задачи. Учитель также должен выбрать определенный метод или методы (например, традиционное интенсивное обучение, выработка стратегий, кооперативное обучение); формы работы (индивидуальную, групповую, фронтальную); типы задач и видов деятельности для учащихся; а также необходимые некоторым детям аккомодации и модификации. Кроме того, следует заранее определить методики оценивания достигнутого учащимися прогресса (см. образец плана урока).
План урока
Дата: понедельник, 4 декабря
Время: 9:10 – 10:10
Предмет: Развитие речи (Написание коллективного рассказа)
Тема: Организация идей в процессе подготовки к написанию рассказа
Цель урока: Помочь учащимся осознать важность организации собственных идей и мыслей в процессе подготовки к написанию сочинения.
Краткосрочная учебная цель: Ученики ознакомятся с алгоритмом написания литературного произведения и научатся применять эту стратегию для улучшения собственной письменной речи
Общая цель: Ученики научатся организовывать свои идеи в процессе работы над рассказом.
Задачи урока:
- Групповое обсуждение идей и предложений по сюжету и построению рассказа (персонажи, место и время действия, проблемная ситуация, развитие проблемной ситуации и решения проблемы). По результатам обсуждения на большом листе бумаги дети рисуют план-схему рассказа в картинках (прием «раскадровка»).
- Ученики должны продемонстрировать навыки правильной композиции литературного произведения, нарисовав «раскадровку» будущего рассказа с началом, серединой и концом на листе бумаги.
- Ученики должны продемонстрировать свое знание составляющих этого приема, включив в свою «раскадровку» картинки и текст.
Исходя из результатов предыдущих наблюдений и выявленных слабых сторон, для детей были определены следующие индивидуальные учебные задачи:
Миша будет аккуратно писать;
Рита будет уделять должное внимание всем частям задания;
Гриша приступит к работе над заданием без напоминания;
Лиза приступит к работе над заданием без напоминания;
Эмма выполнит задание за отведенное время;
Аня будет аккуратно писать.
Материалы:
- список вопросов для обсуждения в группе: персонажи, время и место действия, проблемная ситуация (готовит учитель);
- листок-памятка с опорной информацией о типах предложений, структуре и составляющих рассказа (готовит учитель);
- ученические самодельные книжечки с интересными идеями для написания рассказов;
- клей;
- простые и цветные карандаши;
- линейки.
Ход урока
Вступление, 9:10 - 9:15
Учитель объясняет порядок работы на уроке. Он/она записывает на доске основные моменты процесса подготовки к написанию рассказа. Это поможет ученикам сосредоточиться и ничего не пропустить. Когда дети заходят в класс, учитель обращает их внимание на список и предлагает прочитать его про себя.
Над чем сегодня будем работать:
- актуализация важных понятий касательно рассказов историй (историческая художественная литература, составляющие рассказа).
- работа с листком-памяткой (вклеить в книгу интересных идей).
- демонстрация создания «раскадровки» (графического плана-схемы с рисунками и текстом);
- подготовка собственных «раскадровок» после коллективного обсуждения различных предложений по героям рассказа, сюжету, места действия и тому подобное;
- ученики должны подготовить первый черновой вариант рассказа до конца урока, или заканчивают его на перемене;
- если позволяет время, дети начнут работать со своими черновиками.
Основная часть, 9:15 - 10:00
Учитель раздает памятки. Ученики читают их, повторяют основные правила написания рассказа и вклеивают листок-памятку в свои книги с идеями для написания рассказов.
(9:20)
Учитель демонстрирует свою «раскадровку» и объясняет ее ключевые составляющие (персонажи, время и место действия, проблемная ситуация, начало, середина, конец)
(9:30)
Учитель объясняет задание: каждый должен написать свой вариант рассказа, опираясь на предварительно изложенную информацию. Теперь ученики готовы нарисовать собственную «раскадровку» будущего рассказа в своих книгах идей.
(9:35)
Учитель объясняет требования к подготовке задачи и критерии оценивания. Он напоминает, что дети должны завершить работу до перерыва. Сначала ученики рисуют схему простым карандашом, а потом раскрашивают цветными. Если дети справляются со своей задачей раньше, то начинают работать с первым черновым вариантом рассказа.
Завершение урока (10:00)
Учитель предлагает детям перечислить составляющие алгоритма написания литературного произведения, которые они уже проработали, и назвать следующий шаг. Дети, которые не закончили свои «раскадровки», должны остаться и дорисовать их. На следующий день во время обычного урока они все будут работать со своими черновыми вариантами. Им не нужно спешить закончить черновики до среды, поскольку в этот день они получат следующее задание для работы со своими начальными наработками.
Оценивание:
- Отражает ли «раскадровка» главных героев, время и место действия, проблемную ситуацию?
3 - На «раскадровке» указаны все три элемента повествования;
2 - На «раскадровке» отражены только два элемента из трех необходимых;
1 - На «раскадровке» указан только один элемент.
- Соблюдены правила композиции рассказа на «раскадровке», т.е. есть ли в ней начало (знакомство с персонажами, описание времени и места действия, характеристика проблемной ситуации); середина (возможные препятствия на пути к решению проблемы); и конец (развязка проблемной ситуации)?
3 - Указаны все три составляющие, «раскадровка» отражает развитие сюжета;
2 - Присутствуют только две составляющие; «раскадровка» преимущественно отражает развитие сюжета, однако одна составляющая раскрыта не полностью;
1 - Указана только одна составляющая; сюжет развит не полностью.
- Расположены ли расположены на «раскадровке» картинки и текст должным образом?
3 - В каждом квадратике содержится рисунок и подпись к нему;
2 - В каждом квадратике содержится рисунок; подписи есть в большинстве рисунков (до 80% или более);
1 - В каждом квадратике содержится рисунок, менее 80% рисунков имеют подписи.
Анализ работы детей (наблюдение за деятельностью детей, работающих по индивидуальному плану
Рите понравился этот урок, потому что она любит рисовать. Девочка также с удовольствием читала отдельные части листа-памятки для всей группы. По моему мнению, она понимает, что читает гораздо лучше других детей, и ей такой статус нравится. На ее «раскадровке» не было указано время и место действия в рассказе. Также, в одном квадратике предложение было незавершенное. Думаю, она просто не успела. В начале она долго размышляла над тем, как лучше заполнить первый квадратик и текст к нему добавить. Я беспокоилась, что она так же долго будет останавливаться на всех квадратиках, поэтому напомнила, что необходимо уделить внимание каждому, чтобы успеть до перерыва. Девочка согласилась, и снова взялась дорисовывать рисунок в первом квадратике. Закончив его, она ускорила работу. По моему мнению, в тот момент она пыталась мысленно сформировать образы своих героев и решала, как их нарисовать. Когда же у нее сложилась общая идея, она просто перенесла ее дальше на следующие квадратики. Это важное наблюдение, которое поможет мне лучше понять ее стиль работы. Если бы я не видела этого, то решила бы, что девочка только тратит свое время.
Гриша с энтузиазмом работал на уроке, потому что ему нравится читать вслух для других детей и он стремился быстрее начать работать над своим произведением. Мальчик имеет высокую мотивацию к обучению. Перед тем, как прочитать вопрос №3 с листа-памятки, я спросила у детей, почему, по их мнению, писатели используют «раскадровку». Гарри быстро нашел ответ в тексте и сказал: «Чтобы лучше скомпоновать свои идеи». Когда я дала задание, он сразу начал работать, поскольку уже заранее знал, что хочет написать. Думаю, что усложненные графические организаторы, которые использовались в процессе групповой работы, помогли мальчику четко сформировать свою концепцию и он знал, что хочет рассказать в рассказе. На его «раскадровке» были указаны не все персонажи, он лишь вскользь упомянул о времени и месте действия, а проблемная ситуация была нереалистичной. Гриша хорошо структурировал свое будущее произведение с помощью «раскадровки», однако в его рассказе проблема на самом деле не решается, и поэтому концовка достаточно слаба. Два предложения из восьми были завершены, однако все завершенные предложения довольно сложные и расширенные. В общем, мальчик эффективно поработал на уроке.
Во время урока Лиза активно работала в группе. Она охотно приобщается к работе, когда имеет возможность что-то сказать и при этом от нее не требуется читать вслух. Сначала ей было трудно ответить на мой вопрос, поэтому я разделила его на меньшие части и побудила ее отвечать на каждую. Девочка с этим справилась. Я давала ей больше времени, чем делаю обычно с другими учениками, и в конце концов она отвечала. Лизе не нравится читать самой, поэтому чтобы заставить ее, я добавила практический аспект к работе с листком-памяткой и попросила детей обводить ключевые слова в ответах. Она выполнила эту задачу без видимых трудностей. Это свидетельствует о том, что девочка внимательно следит за ходом работы, даже если она не желает читать вслух или отвечать устно.
Аня хорошо начала работать. Во время урока я пыталась сосредоточить внимание детей на том, чем мы сейчас занимались, и она ни разу не отвлеклась! Как всегда, она была не против поговорить, но я задавала четкие и конкретные вопросы о поиске информации в памятке, чем концентрировала ее внимание на теме урока. Сюжет рассказа на ее «раскадровке» был развит очень хорошо, хотя она потеряла несколько баллов, потому что забыла указать время и место действия. Ее развязка (решение проблемы) также была несколько слабой. Девочка иногда путает буквы «б» и «в» и меняет их местами. В предложениях также были допущены несколько подобных ошибок.
Аккомодации для учета интересов/способностей/потребностей учащихся
Для Риты этот урок будет интересным, поскольку она любит рисовать. Я модифицировала исходную задачу таким образом, чтобы каждый ученик мог написать свой вариант рассказа. Такое методическое решение, в частности, было продиктовано особенностями учебной деятельности Риты. Во время обсуждения она выдвинула несколько хороших идей, которые не нашли поддержки в группе. Девочка очень расстраивается, когда остальные дети не обращают внимание на ее предложения, поэтому я волновалась, что она может потерять мотивацию.
Мише полезно учиться применять такой усложненный графический организатор как «раскадровка» (графическая план-схема будущего произведения). По моему мнению, измененное задание урока, которое предусматривает написание индивидуальных рассказов вместо одного коллективного, также является более подходящим для поддержания его мотивации.
Для Гриши одним из мотивационных факторов является возможность самому писать свой рассказ так, как он считает нужным, без необходимости учитывать предложения других детей.
Эмма сможет лучше распределить свое время, если дать ей несколько подсказок и объяснить, что работу следует выполнить до перерыва. Также, выбранная методика проведения урока позволяет ей активно работать, не будучи вынужденной принимать участие в коллективном обсуждении.
Лизе выбранная методика проведения урока позволяет активно работать, не будучи вынужденной принимать участие в коллективном обсуждении.
Ане будет легче работать благодаря четким требованиям к подготовке «раскадровки» (графического плана-схемы) для будущего рассказа. Кроме того, я также смогу ссылаться на эти требования, когда буду указывать ей на определенные пробелы в ее сюжете и композиции произведения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)