7.8 Требования учебной программы
Требования учебной программы |
Кооперативное обучения |
Формирование стратегий учебной деятельности |
Оценка текущего уровня навыков участия:
|
Объединение детей в разноуровневые группы на уроке. Упражнение с акцентом на образование команды. Наблюдение для оценки навыков работы в группе/ социальных навыков. |
Опрос участников группы в конце урока: как ваша группа решила готовить свое задание? Что вам помогало? Что вы делали, чтобы побудить всех участников группы к активной работе? |
Формирование и оценка общих заданий. Нахождение/организация/ интерпретация информации. |
Заполнение таблицы всем классом: переход от одной группы к другой. Предварительное повторение функциональных навыков для эффективной работы в группе. Заполнение таблицы «знали-узнали-хотим узнать» в режиме «мозгового штурма». Дети заполняют таблицу по кругу. Назначение секретарей, которые отвечают за карандаш и передают его участникам группы, которые по очереди вписывают свои пункты. Ход работы в группах: повторение функциональных навыков (т.е. необходимых для выполнения текущего задания); каждая группа оценивает себя по шкале от 1 до 10; каждый участник группы должен похвалить другого за то, что тот хорошо применил данный навык и назвать его. |
Пояснение (обсуждение) цели использования семантических карт для категоризации (чем полезна для нас эта методика?). |
Представление материала учебной темы. Определение и выбор связанной с ней информации. |
Знакомство с новым материалом методом «ажурной пилы». Ученики работаю в группах, читают и организовывают материал, стараются запомнить его для дальнейшего опроса. Ответить на индивидуальные контрольные вопросы и вопросы для групп. Определить свои ответы на общем графике на доске. Группы получаю списки сложных фактов, которые должны запомнить. Каждый член группы должен придумать соответствующую стратегию и рассказать о ней товарищам. |
Обсуждение:
Учитель и класс вместе определяют цель стратегии запоминания; знакомство с мнемоническим приемом на основе первых букв слов. На протяжении изучения этого учебного модуля и в общем предметов учебного плана, учитель, словно мимоходом, моделирует применение этой или другой стратегии. Каждая группа рассказывает о придуманном ею мнемоническом приеме из первых букв слов. Применение новой стратегии для обработки нового материала. Повторение и короткий опрос. Была ли эта стратегия для вас эффективной? Удалось ли вам улучшить свой балл? |
Изучение новой лексики из темы. Определить периоды существования цивилизации, выученные вами на временной шкале. Знакомство со стратегиями запоминания (или закрепления уже сформированных стратегий). |
Ученики работают в группах и стараются применять выученные стратегии к новому материалу. При этом участники групп выполняют заданные роли. Объясните обязанности ответственного за время; секретаря, который записывает решения, согласованные всей группой и т.д. Распределите роли между участниками групп. Составление таблицы на тему социальных навыков: активное слушание. |
На протяжении нескольких следующих уроков учитель моделирует стратегии запоминания, в том числе методику слов-«вешалок», в процессе поиска ключевых слов и внесения их в список новой лексики. На этом этапе ученикам необходимо много практики. Продолжайте напоминать ученикам о пользе стратегий, обсуждать рациональность того или иного приема, которые дети индивидуально выбирают для себя. Помогайте им определить целесообразность стратегии соответственно поставленному заданию. |
Нахождение/организация/ интерпретация информации. Представление материала учебной темы. Нахождение и выбор связанной с ней информации. |
Работа с новым материалом (упражнение «ажурная пилка»). Учитель поручает экспертным группам обсудить стратегии для запоминания материала. Короткий индивидуальный и групповой опрос. Групповой опрос:
Быстрая оценка уровня сформированности определенной стратегии. Ученики отвечают поворотом руки:
Метод совместного обучения в малых группах-командах. В своих домашних группах дети изучают материал и основные термины (лексику). Далее, участники расходятся и принимают участие в конкурсах, стараясь получить очки для своей домашней команды. Отметить результаты конкурса и высшие баллы для групп. Это интересная и полезная форма работы, призванная воспитывать командный дух и объединение команды. |
Индивидуальные баллы и баллы для групп отмечают отдельно на общем графике для всего класса. Спросите у учеников, какие стратегии они использовали, чтобы лучше запомнить материал. Они имели возможность применить эти приемы на практике. Поинтересуйтесь, не хотят ли дети их усовершенствовать. Совместный разговор о том, где и когда целесообразно применять ту или иную стратегию запоминания. Ответы записывают в общей таблице, которая остается в классе, и дети могут обратиться к ней при необходимости. На протяжении всего периода обучения побуждайте учеников применять стратегии и закреплять их. Предложите ученикам написать рассказ на тему «Один день из жизни _____». Оценка: владеют ли дети достаточным объемом общих знаний, чтобы перейти к анализу и оценке? Выберите пример применения определенной стратегии/ответа на список контрольных вопросов, которые необходимо добавить к портфолио группы. Поясните свой выбор. |
Воспитание отношения: понимание того, как базовые потребности удовлетворялись в прошлом и как они удовлетворяются сейчас. |
Ученики в группах заполняют таблицу «знали – узнали – хотим узнать» (колонка «узнали»). Члены групп заполняют список по кругу. Потом группа презентует свой перечень перед остальным классом. |
Продолжение работы с таблицей «знали – узнали – хотим узнать». Ответьте на вопросы; запишите, что вы узнали, посмотрите другие колонки таблицы. |
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)