7.7. Планирование аккомодаций и модификаций
Помогает учителю заранее определить, какими материалами ученикам нужно пользоваться, как лучше построить урок (например, на основе индивидуальной, групповой или фронтальной работы), в каком виде ученики должны отвечать на задания (например, дать краткий письменный ответ), подобрать типы упражнений и видов деятельности, продумать ожидаемые результаты их выполнения. Важно помнить, что, внедряя аккомодации и модификации, учитель создает условия для привлечения детей к работе над темой урока и помогает им работать над заданиями.
Когда возникает потребность в аккомодациях и модификациях для учащихся с особыми потребностями, учитель должен не просто определить целесообразные типы аккомодаций для отдельных детей, но и разумно распределить свое время и силы. Попробуйте выполнить такое простое задание. Составьте список аккомодаций, которые необходимы вашим ученикам с особыми потребностями или из группы риска. В процессе их подготовки необходимо опираться на данные стартового уровня успеваемости, образцы ученических работ, предварительное оценивание и характеристику определенного вида ограниченных возможностей (например, нарушение слуха). Теперь оцените каждый пункт списка по такой шкале:
1 – Легко адаптировать для внедрения в учебный процесс; не требует основательного планирования и/или времени учителя.
2 – Требует определенной подготовки и времени учителя.
3 – Осуществление такой аккомодации требует длительного времени и подготовки или требует посторонней помощи.
Например:
- Накопление параллельных материалов для чтения различного уровня сложности. __3___
- Назначение ученика, который будет читать материал вслух для ребенка.
__1___
- Запись текста на диктофон для ученика. __3___
- Обозначение маркером ключевых моментов в тексте для ученика. __2___
- Разрешение сдавать экзамены устно. __3___
Следующий важный шаг для учителя – определить аккомодации, которые предварительно были оценены как сложные для внедрения, и подумать над разнообразными вариантами, что, с одной стороны, помогут сделать учебный материал (курикулум) доступным для детей, а с другой – не будут отбирать слишком много драгоценного времени в процессе подготовки к уроку и его проведения. Ниже представлены несколько полезных предложений.
- В ответ на ваш предыдущий запрос библиотекарь готовит подборку ресурсов из тем школьной программы (курикулума).
- Старшим ученикам всегда приятно, когда к ним обращаются с просьбой помочь с подготовкой аудиозаписи того или иного текста. Рекомендуется хранить по одному экземпляру записей в школьном ресурсном центре, где ими могут пользоваться все педагогические работники.
- К организации и проведению устных экзаменов стоит привлекать вспомогательный персонал (ассистентов). Если учителя беспокоит проблема подсказок, ее можно устранить, записывая ход экзамена на диктофон. Затем учитель оценивает ребенка на основе этой записи.
Получение ресурсов
Итак, перед учителем стоит сложная задача – разрабатывать и внедрять аккомодации, модифицировать требования учебной программы и применять на уроке вспомогательные методики для компенсации отставания некоторых учеников. Эта работа частично облегчается, если удалось получить все имеющиеся ресурсы (в широком смысле этого понятия). Ниже приведены некоторые примеры.
Ресурсный учитель в школе
- информация о текущем уровне успеваемости;
- адаптации/модификации учебной программы;
- помощь в проведении уроков.
Ученики
- обучение по методу «равный – равному»;
- перевода текста в аудио-формат;
- группы сотрудничества.
Библиотекарь
- заказ научно-популярной литературы и учебных книг по различным темам программы;
- руководство самостоятельной учебной деятельностью отличников.
Медицинский персонал
- учитель также имеет полезный ресурс в лице школьных медсестер, которые оказывают поддержку некоторым детям с особыми потребностями.
Парапедагоги
- реализация дополнительных программ по развитию навыков чтения (индивидуально или в группе под руководством взрослого);
- помощь в организации групповой работы на уроке;
- программы дополнительных занятий;
- предварительное ознакомление с новой темой.
Родители
- подготовленные тьюторы;
- ассистенты во время проведения семинара по чтению/письму;
Технические средства
- помощь в освоении базовых навыков, требующих практики;
- аккомодации при письме;
- компьютерные программы для проверки орфографии;
- задачи повышенной сложности.
Планирование серии занятий по теме (учебного модуля)
На этом этапе большая часть работы уже выполнена. Ведь перед тем, как приступать к планированию учебных тем, учитель уже провел оценивание текущего уровня успеваемости и распределил определенные стандартом ожидаемые результаты на весь год. Учебный процесс начался, и ученики активно работают на уроках и выполняют оценочные задания. Именно в это время учитель начинает работу, направленную на достижение долгосрочных учебных целей. Важно помнить, что невозможно решить все задачи обучения простой проработкой учебника от первой до последней страницы. Напротив, учебные ресурсы следует использовать только тогда, когда они согласуются с требованиями учебной программы. План преподавания учебного модуля представляет собой приблизительную схему, где прописано: чему следует учить, каким знаниям, умениям и навыкам (или конкретным задачам обучения, сформулированным на основе учебной программы и исходя из уровня подготовленности учащихся); как учить или методология (например, традиционное интенсивное обучение, кооперативное обучение, выработка когнитивных стратегий). Кроме того, в этом документе педагоги часто отмечают имеющиеся ресурсы для обучения и оценивания (см. информационный материал).
Информационный материал. План учебного модуля
Учебные задачи |
Методология |
Ресурсы |
Оценивание и дополнительные ресурсы |
|
|
|
1. Записи отдельных наблюдений за деятельность учеников, данные наблюдений за выполнением заданий самостоятельно и в группах, ответы на контрольные вопросы из списка, данные самооценивания; записи в индивидуальных учебных журналах. |
|
2. Пояснение и обучение под руководством учителя – дети учатся понимать текст при помощи контекстных подсказок; перефразировать текст, обучения задавать вопросы к тексту и находить пропущенную информацию. |
2. Серия тестов для комплексного оценивания навыков математики. Игра «Тайное слово», «Спрятанный вопрос», «Секретные вопросы», «Предоставь все факты», «Кого нет». |
2. Серия тестов для комплексного оценивания навыков математики. Формы для структурированного интервью. Задание для письменного оценивания. |
|
3. Пояснение, практика под руководством учителя; учитель моделирует последовательность действий с решением задачи и представляет ситуацию при помощи материалов для манипуляции; представление задачи в короткой сценке, рисование рисунков и т.д. |
3. Серия тестов для комплексного оценивания навыков математики. |
3. Серия тестов для комплексного оценивания навыков математики. Формы для структурированного интервью. Задания для письменного оценивания. |
|
4. Пояснение, практика под руководством учителя. Учитель моделирует процесс анализа решения и проверки обоснованности тех или иных ответов. |
4. Серия тестов для комплексного оценивания навыков математики. «Правильно/Неправильно», «Да/Нет», «Игра в детектива», «Стой и иди». |
4. Серия тестов для комплексного оценивания навыков математики. Формы для структурированного интервью. Задания для письменног7о оценивания. |
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)