7.6 Определение стартовых уровней успешности в качестве основы для отчетности о прогрессе учеников
Определение стартовых уровней успешности является составляющей оценивания. Но в этом параграфе оно выступает инструментом для планирования и осуществления учебного процесса, также критерием для определения достигнутых успехов. Образцы работ и показатели, которые ученики демонстрируют в начале периода обучения, служат отправным пунктом для формирования учебного портфолио; они также задают направление для планирования учебного процесса на весь год. Принимая во внимание широкие учебные цели для разных предметов, педагог определяет стартовые уровни успешности при работе учащихся над различными задачами и в разных контекстах. Поэтому такая оценка всегда привязана к контексту и осуществляется на материале учебной программы. Определение этих исходных показателей:
- дает представление о текущем уровне успешности ребенка, особенно если он плохо владеет знаниями, умениями и навыками, предусмотренными для его возрастной группы;
- предоставляет аргументы для обсуждения учебных успехов с различными заинтересованными сторонами, например, с родителями, городскими органами власти, профессиональными командами по поддержке учащихся;
- помогает адаптировать обучение в соответствии с различными индивидуальными потребностями – расставить правильные акценты в работе с детьми.
Оценивание на основе выполнения
Существуют различные варианты формулировки критериев для оценивания выполнения.
- Например, сначала учитель приводит примеры ученических работ и этим побуждает детей обсудить, что собой представляет образцовое выполнение той или иной задачи. Когда учитель совместно с учениками анализирует образцы работ или выполнение, которые заслуживают оценки «отлично», можно вместе с ними сформулировать такие критерии выполнения. Например, для задания по написанию писем в группах, сначала определяют критерии их оценки, а по завершении работы дети с их помощью оценивают собственные наработки или наработки товарища.
- Полезным инструментом для отчетности об успехах детей и качества обучения перед родителями и другими заинтересованными сторонами является общие наборы критериев.
- Критерии выполнения устанавливает сам учитель. При этом он учитывает неоднородность ученического коллектива и определяет разные уровни выполнения той или иной деятельности, чтобы охватить всех детей. Ниже описана примерная методика для выработки критериев исполнения.
Решение проблем
Способность решать новые проблемы: анализировать, оценивать их и искать эффективные варианты решений – развивается в пределах нескольких дисциплин, в частности математики, обществознания, точных наук. Как правило, задание, выполнение которого оценивают, требует применения прежде всего математических знаний. Однако, оно также позволяет составить общее представление об учениках в классе: об их уровне способностей, готовности к риску, отношение, настойчивость и применение стратегий.
Итак, после того, как учитель подробно объяснил детям некоторые действия и стратегии по решению задач, провел многочисленные упражнения для освоения их, он дает определенное контрольное задание, чтобы оценить понимание этих действий, например, с акцентом на решении определенной проблемы.
Таким образом, ученикам дают определенную проблему, по своей сложности соответствующую уровню данной возрастной группы. Они должны решить ее и объяснить все операции (или действия), благодаря которым получили то или иное решение. Как правило, в задании, что предполагает оценку его выполнения, есть несколько путей к правильному ответу, и это делает его доступным для всех учащихся. Так, в качестве проблемы использована типичная задача из учебной программы, однако существует несколько уровней ее решения.
- Сначала просто посмотрите работы всех учащихся. Это поможет составить представление о возможном диапазоне их ответов.
- Отсортируйте работы, сложив их в четыре стопки – от самого низкого до самого высокого результата. Далее попробуйте выделить общие характеристики, отличающие работы одной группы от других, и запишите оценочные критерии.
- Составьте набор критериев исполнения. При этом используйте описательные слова и фразы для отображения различных уровней выполнения для каждого показателя.
- Далее оцените работы по каждому показателю в соответствии с описанными критериями.
Дальнейшее накопление информации
В обычном классе невозможно оценить каждого ученика. Поэтому предварительные данные о стартовом уровне успешности позволяют выявить детей, которым сложно усваивать понятия из учебной программы, и отстающих.
Если в классе есть ученики из группы риска, то для каждого из них учителю следует иметь и регулярно пополнять набор индивидуальной информации об уровне выполнения определенных задач. Это поможет отслеживать усвоение ими необходимых знаний, умений и навыков и отчитываться о результатах обучения таких детей в течение года и станет неоценимым источником информации для многодисциплинарной команды поддержки, которая координирует использование ресурсов и обеспечения услуг, для психологов, логопедов и тому подобное.
Базовые рекомендации
- Не пытайтесь изобрести велосипед! Если в течение определенного времени вы замечаете, что ученику сложно дается материал, то посмотрите данные о его обучении из предыдущих лет, обратитесь к учителям, чтобы получить максимум информации. В определенных случаях благодаря этому исчезает потребность в проведении углубленной оценки.
- Заведите отдельную папку для учеников, которых вы выделили. К ней вы будете собирать анкеты, данные отдельных наблюдений за деятельностью ребенка и образцы работ, а также обращаться к ним при необходимости.
- В методической литературе попробуйте найти разнообразные списки контрольных вопросов, отражающих виды деятельности на уроке. Критерии в таких списках могут стать основой для оценки учеников и помогут охарактеризовать поведение ребенка, которое было зафиксировано в той или иной ситуации.
- Если существует потребность в осуществлении углубленной оценки, постарайтесь рационально использовать ресурсы, чтобы высвободить время для индивидуальной работы с ребенком. Например, проводя урок вместе с коллегой, вы можете уделить больше внимания отдельным детям.
- Пополняйте свою методическую копилку интересными групповыми упражнениями, которые класс сможет выполнять самостоятельно (например, упражнения с акцентом на сплочение команды). Это также даст вам больше времени для индивидуальной работы.
Данные об ученике также будут полезными для выбора учебного материала. Большинство учеников класса могут выполнить стандартные требования учебной программы для данного года обучения. Вместе с тем, для некоторых детей эти требования являются сложными. Поэтому учебный материал требует более интенсивных модификаций, ведущих к замене учебного материала по сравнению с установленными стандартами. Эти дети работают по индивидуализированным учебным планам, но в контексте обычной темы, которую изучает весь класс.
Процесс планирования: установление ожидаемых результатов обучения
Учителю необходимо дать ответ на вопрос:
- С какими понятиями и знаниями следует ознакомить учащихся?
- К каким учебным процессам должны привлекаться ученики?
- Какие учебные методики будут наиболее эффективны для приобретения знаний, умений и навыков?
Ученики постепенно усваивают материал программы путем его организации и понимания, через коммуникацию и взаимодействие друг с другом. Все дети могут привлекаться к этим процессам; вместе с тем, некоторым из них нужны определенные аккомодации или модификации.
Аккомодации и модификации
Ученики, которых учитель выделяет в процессе стартового среза успеваемости, иногда требуют дополнительных аккомодаций и модификаций. При этом важно выяснить, способен ли ученик усваивать понятие учебной программы и его трудности связаны с другими аспектами учебной деятельности, например, он плохо читает или пишет. Часто такие аккомодации является необходимым условием успешного обучения детей с особыми потребностями.
К модификациям относим изменение продолжительности периода обучения, изменение учебной среды, ресурсов, материалов, формы изложения задач или оценивания с учетом различных потребностей учащихся.
Информационный материал. Аккомодации и модификации
Материалы и ресурсы |
Презентация |
Задания и оценивание |
|
|
|
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)