7.5. Решение проблем и принятие решений
Когда учитель в процессе обучения применяет методы на основе решения проблем и принятия решений, это побуждает детей понимать суть вопроса, планировать свои действия и проверять достигнутый результат. Такой подход можно внедрять не только при изучении математики, ведь ему также отводится важное место в других дисциплинах, например, в обществоведении. Большинство методик решения проблем, с которыми дети знакомятся в рамках различных предметов, основаны на модели из четырех этапов.
Модель решения проблем
Математика |
Обществоведение |
|
|
Модель принятия решений
- Понять вопрос.
- Сформулировать вопросы исследования и разработать методы.
- Собрать, организовать и интерпретировать информацию.
- Выбрать курс действий.
- Принять меры (если это возможно или целесообразно).
Детям важно регулярно упражняться в применении таких навыков, и в этом поможет «проблема дня» (по любой учебной дисциплине). Она также позволяет учителю каждый раз проводить учащихся по этапам решения проблемы. Не стоит давать сложные задачи. Напротив, проблемы по уровню сложности должны быть доступны всем детям. В таком обучении важную роль играет учитель, объясняет общую схему решения проблемы, обосновывает свой вариант решения и моделирует соответствующие действия.
Кроме того, необходимо дать детям возможность искать способы решения математических задач в общении с товарищами во время парной и групповой работы. При этом, для оценки индивидуальных усилий можно попросить учеников сначала попробовать решить математическую задачу самостоятельно и только потом рассматривать ее в группе. Во время коллективного обсуждения каждый участник предоставляет свой ответ и объясняет, каким образом он был получен.
Ожидаемые результаты в плане социального развития
Далее приведен ряд целей по социальному развитию учащихся с подготовительного по 11 класс. Они обозначены в документах, определяющих содержательное наполнение учебного плана (курикулум) в рамках различных предметных направлений. Например, 20% программы по языку посвящено формированию соответствующих социальных навыков, и учитель должен уделять им внимание наравне с другими аспектами изучения языка.
Общие результаты обучения
Ученики научатся слушать, говорить, читать, писать, формулировать и высказывать суждения. Они будут применять эти навыки для формирования и усиления ощущения сообщества путем взаимодействия с другими, работы в группах, применение языка для проявления уважения и оценки процессов групповой деятельности (Язык). Ученики овладеют навыками коммуникации при помощи математических символов, логического рассуждения и обоснования собственных мыслей (Математика). Ученики усовершенствуют навыки участия, необходимые для взаимодействия с другими людьми (Обществоведение). Чтобы стать ответственными гражданами, учащимся необходимо развивать умение работать в группах и налаживать отношения на основе взаимопомощи. Эффективное групповое сотрудничество также способствует выработке когнитивных навыков, когда дети исследуют и оценивают процессы научения – как свои собственные, так и своих товарищей. Далее отражена серия навыков, которые делают возможным развитие мышления высшего порядка во время групповой деятельности. Освоение их ведет к лучшему усвоению академических знаний и развитию когнитивной сферы ребенка.
Организационные навыки
Базовые навыки для начала групповой деятельности:
- быстро и тихо переходить к своим группам;
- оставаться в группе;
- соблюдать надлежащий тон в процессе общения в группе;
- поощрять членов группы к участию;
- сохранять надлежащую позу, не «разваливаться» на стуле, не трогать других и их вещи;
- смотреть на говорящего;
- смотреть на лист, где записывают результаты работы группы;
- обращаться к участникам по имени;
- не унижать других.
Навыки формулирования/усвоения и расширения информации
Эти навыки позволяют глубже понимать сущность вопросов и побуждают к мышлению высшего порядка:
- устно обобщать материал;
- стремиться к точности: исправлять ошибки и уточнять;
- пытаться дальше развивать мысли и наработки группы;
- критиковать идеи, а не людей;
- урегулировать конфликты;
- исследовать предмет обсуждения, задавая вопросы к нему;
- исследовать;
- интегрировать несколько идей;
- просить привести аргументы.
Функциональные навыки
Эти навыки помогают управлять деятельностью группы и поддерживать хорошую рабочую атмосферу:
- задавать направление работы группы;
- формулировать цель;
- напоминать о времени;
- предлагать идеи по подготовке задания;
- выражать поддержку;
- просить о помощи;
- просить об уточнении;
- предлагать собственное объяснение или уточнение;
- перефразировать и уточнять мнения других участников;
- активизировать работу группы.
Далее приведены образцы таблиц с характеристикой определенных навыков, которые заполняют сами дети. Эти таблицы можно использовать в работе с учениками любого класса. В таблице они должны описать внешние проявления должного применения того или иного навыка. На первых этапах важное значение имеет регулярное моделирование, практика и обратная связь, пока нужные социальные навыки не станут частью собственного поведения ребенка.
Активное слушание
Видим ... Слышим ...
• тесный круг; • надлежащие вопросы;
• кивание; • говорит только один человек;
• зрительный контакт с говорящим • «Это интересно!», «Классно!»
• участники сидят, немного • приглашение других
наклонившись вперед; прокомментировать;
• мимика, свидетельствующая о • только голоса участников,
неравнодушном отношении слушателя. никаких отвлекающих звуков.
Проверка понимания
Видим ... Слышим ...
• головы вместе; • «Тебе понятно?»
• внимание обращено на одного • «У тебя возникли какие-то
человека; трудности?»
• «Почему тебе не понятно?»
• вопросительный выражение лица • «Скажи, что ты услышал».
у участников; • "Повтори пожалуйста?"
• сосредоточенность на группе. • «Тебе пока все понятно?»
Специальная, или спонтанно организованная групповая/парная работа дает ученикам возможность учиться социальным навыкам, объясняя друг другу, как они понимают те или иные понятия. В любой момент на уроке учитель предлагает детям поработать в парах, где один переводит, а другой слушает. Первый участник группы пересказывает новый материал, выражает свои наблюдения или пересказывает историю, или последовательность событий. Второй участник слушает, а потом пересказывает эту информацию своему партнеру для уточнения.
Понимание текста. Личный и критический отзыв на него
Независимо от способностей, все ученики могут предоставить свой отзыв на текст на том или ином уровне. Впоследствии, учащиеся постепенно учатся различать литературные жанры и осознавать развитие персонажей, и их отзыв о тексте усложняется. После перехода в старшую школу некоторые из них уже могут тонко и глубоко его понимать.
Пересказ
- описать
- объяснить
- рассказать краткое содержание
- рассказать одну часть
- проиллюстрировать
- перефразировать
- перечислить
Соотношение
- найти подобные моменты в личном опыте
- найти подобные моменты в рассказах, случаях из жизни, чувствах
- применить новое в другой ситуации
Рефлексия
- задавать вопросы
- осознавать новые идеи
- замечать другие возможности
- размышлять
- прогнозировать
- делать выводы
В любом классе обучение работе с текстом начинается с того, что учитель моделирует варианты отклика на текст и организует его обсуждение. В этой деятельности также могут участвовать дети, отстающие от одноклассников в чтении.
- Чтение текста вслух помогает включить в работу учащихся с трудностями чтения.
- Благодаря групповой работе слабые ученики получают хорошие образцы для подражания для развития собственной речи и проницательного отзыва о тексте.
- Имея возможность выбирать материалы, дети могут обрабатывать тексты согласно своему уровню подготовленности.
Приведенные примеры организации работы на уроке не охватывают всей учебной программы. Однако они точно иллюстрируют различные учебные цели, актуальные для всех лет обучения, являются полезными и доступными для всех учащихся. Учитель ориентируется на общие результаты обучения и работает на материале учебных программ и, тем самым, может сосредоточиться на объяснении и отработке отдельных навыков с целым классом в начале года. В это время ученики создают свои наработки и демонстрируют понимание понятий и навыков при выполнении задач. Далее, после фиксирования и оценки их деятельности, учитель разрабатывает планы и определяет различные аспекты учебного процесса. Таким образом, в первые недели учебного года педагог применяет традиционные методы с объяснением материала и интенсивной практикой и одновременно собирает исходные данные, которые впоследствии становятся основой для дальнейшего обучения. В следующей части раздела мы подробнее поговорим о методиках сбора, оценки и фиксирования информации о текущем уровне успеваемости детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)