7.4. Предлагаемая методика применения
Эту стратегию необходимо внедрять систематически и объяснять ее детям во время групповой работы.
Организация работы
П – планирование.
Ученики смотрят на слово, произносят его, пишут и потом проверяют написанное. Но сначала они задаются вопросом: «В чем заключается мой план?» и отвечают на него: «Я хочу изучить написание этого слова, чтобы при необходимости писать его правильно и чтобы другие люди могли его узнать». Правильно переписав слово, дети хвалят себя за успешное выполнение первой задачи: «Хорошо. Теперь я могу сосредоточиться на его изучении». Таким образом, первый шаг помогает сконцентрировать внимание на задании и настроиться на дальнейшую работу.
В – визуализация.
На следующем этапе дети создают визуальный образ слова, чтобы легко вспомнить его написание. Они «пишут» его мысленно на большой поверхности, например, на классной доске. Закрыв глаза, дети делают вид будто пишут его и говорят вслух каждую следующую букву. Если они не уверены в правильности написания, то снова смотрят на слово. Ученики продолжают это упражнение, пока не смогут воспроизвести образ слова, не сверяясь с тем, как оно напечатано в списке. После успешного завершения этой деятельности они снова поздравляют себя, например, такими словами: «Я смог (смогла) написать это слово. Теперь я буду хранить его в памяти и смогу быстро его вспомнить, когда понадобится написать его снова». Это упражнение помогает сосредоточить внимание ребенка на изучении определенного слова из заданного списка и требует высокой концентрации для его успешного выполнения. В конце этого этапа дети хвалят себя: «Я молодец! Теперь это слово хранится у меня в памяти, и в следующий раз я смогу его вспомнить».
Д – действие.
Затем дети пишут слово, произнося букву за буквой. Так они делают дважды, чтобы убедиться, что каждый раз написали слово правильно. Это упражнение направлено на организацию правильных двигательных образов. Кроме того, благодаря ему дети начинают понимать, что каждый слог может быть представлен более чем сочетанием одного согласного и одного гласного звука. Когда ученики пишут и говорят буквы, то постепенно понимают соотношение между звуковыми и письменными символами. В этой методике задействованы несколько органов чувств, и поэтому дети лучше учатся называть, различать, вспоминать и организовывать написание слов. Она также помогает закрепить визуальный образ слова, сформированный на этапе 2. Такая деятельность позволяет в определенной степени преодолеть различные трудности письма и их комбинации. Вербализация слова облегчает его звуковой анализ, тогда как его написание и зрительное восприятие способствуют визуальному анализу. На этапах 1, 2 и 3 мы применяем отдельные последовательные методики, являющиеся неотъемлемыми составляющими обучения орфографии. Ведь правильное написание слов предусматривает формирование соответствующих моторных навыков, способности автоматически вспоминать слова, различать, удерживать их в памяти, усваивать, а также требует определенной практики. Дети приобретают знания орфографии не механически, сами по себе, а путем структурированной обработки того или иного слова. Описанный метод – это шаг вперед по сравнению с другим подходом, когда дети рано начинают писать «на слух», что приводит к многочисленным ошибкам. Дети должны начинать со знакомства с орфографической природой слов, которую так хорошо знают те, кто пишет правильно.
П – проверка.
В начале занятия по орфографии каждому ученику показывают слова, которые он должен изучить. Дети создают свои собственные словарные карточки. На карточке написано одно из заданных слов с двумя пропущенными буквами.
При оформлении карточек пропуска на месте отдельных букв ставятся в разных местах для различных слов. (До начала упражнения карточки хранятся в другом месте.) На четвертом этапе этой программы ребенок получает карточку с определенным словом из числа тех, которое сейчас изучает. Он должен назвать все буквы в слове от начала до конца и заполнить пробелы. Это упражнение построено по той же методике (клоз-процедура), что и задачи на понимание прочитанного. Она помогает ученикам запомнить типичные сочетания букв и их последовательность в словах, что очень важно для умения правильно писать. Развитие орфографических навыков зависит от того, насколько ребенок может хранить в памяти отдельные буквы (их образы) и последовательность. Этот метод позволяет отойти от непосредственных буквенно-звуковых связей, вызывающих немало трудностей в освоении правописания, учитывая орфографическую структуру русского языка. После выполнения упражнения со словарной карточки, ученик самостоятельно пишет указанное на ней слово, чтобы проверить свои знания. Если слово правильно, он снова хвалит себя за новое достижение. Изучив одно слово в течение 4 этапа, ученик снова возвращается к 1-му: он берет следующее слово и продолжает работать по описанной методике до полного усвоения правописания всех заданных слов.
П – предложение.
Изучив написание всех слов из списка, ученик должен составить с ними одно или несколько предложений. Причем каждое такое предложение содержит отдельную идею или все предложения могут выражать одну идею или образуют небольшое связное повествование. При этом каждый ребенок сам выбирает для себя первый или второй вариант. Все ученики должны записать свои предложения и прочитать их вслух. Это упражнение делает изучение орфографии значимым для ребенка. Следует отметить, что в нем учителя прежде всего интересует правильное написание заданных слов, а ошибки в других словах из отдельных разрозненных предложений или в небольшом рассказе пока не имеют большого значения.
З – завершение работы. Во время последнего упражнения ученики должны по памяти записать все слова из своего списка и отметить те, в правильности написания которых они уверены. После выполнения этой задачи они проверяют свою работу и хвалят себя. Если дети допустили ошибку в том или ином слове или неуверенные в правильности его написания, то впоследствии обрабатывают его повторно и заново проходят все шаги от 1 до 4-го.
По мнению многих исследователей, простые методики, применяемые на каждом из указанных этапов, очень полезны для выработки навыков орфографии. Описанный подход к формированию и использованию этих стратегий заимствован из модели по модификации когнитивного поведения. Согласно этой модели, в начале обучения главное внимание уделяется устной вербализации и эффективным стратегиям решения проблем, которые впоследствии трансформируются в вербализацию мысленно, методики самообучения, самооценки и самовознаграждения.
Чтобы лучше запомнить эту стратегию и последовательность ее шагов, ученики могут самостоятельно придумать мнемонический прием, например, составить точную фразу или зарифмовать несколько строк, используя первые буквы из названий отдельных этапов.
В своих письменных работах дети в основном используют одинаковый набор слов, для которых характерна высокая частота употребления. Поэтому в первые школьные годы при обучении орфографии внимание следует сосредоточить на этих словах, которые присутствуют повсюду в различных ситуациях.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)