7.2. Процесс планирования- модель для учителя инклюзивного класса.
Базовая идея этой модели заключается в том, что каждый ребенок в классе обучаем; в классе всегда есть индивидуальные различия; а также, что ученики должны работать в гибкой учебной среде, по гибкой программе и гибкой методике. При этом важно, чтобы все они были ориентированы на одинаковые учебные результаты, однако уровень достижения этих результатов и их значимость для каждого ученика варьируется в соответствии с его потребностями. Наша модель достаточно гибкая и учитывает реалии педагогической деятельности учителя. Представленные в этом разделе педагогические подходы позволяют создавать справедливые условия для детей и сплачивать их в процессе учебной деятельности (например, традиционное интенсивное обучение, формирование когнитивных стратегий или «обучение учиться» и кооперативное обучение).
Концептуальная система понятий и требований: начинаем с образовательного стандарта
Для планирования учебного процесса в инклюзивном классе учителю рекомендуется опираться на концептуальную систему, заложенную в образовательном стандарте предусмотренную соответствующими требованиями к уровню знаний, умений и навыков школьников. На начальном этапе она является основой для предварительной оценки и обучения в классе, где есть дети с особыми учебными потребностями.
Такие системы понятий задают единую структуру для обучения в классе для всех учеников и по всем дисциплинам. И, несмотря на индивидуализацию в повседневном учебном процессе, ориентация на общие ожидаемые результаты создает условия для того, чтобы все дети «двигались в одном и том же направлении». Несмотря на имеющиеся в коллективе различия в плане подготовленности и развития, все дети во время урока осваивают те же навыки. Такие ожидаемые результаты подходят для всех учеников, всех уровней и всех учебных дисциплин.
Предполагается, что дети являются активными участниками учебного процесса, сами конструируют смысл понятий, регулирующих собственную учебную деятельность с помощью различных стратегий. Что касается самого обучения, то оно имеет комплексный, повторяемый, активный и социальный характер.
Концептуальная система понятий и требований как основа для выработки широких учебных целей
Понимание прочитанного текста и его критический анализ – это одна из целей обучения, которая подходит для всех учеников от подготовительного до 11 класса. Она присутствует в изучении всех школьных дисциплин. В то же время, глубина понимания и анализа текста зависит от уровня развития и подготовленности детей, от особенностей их учебной деятельности. Поэтому широкие учебные цели задают общие параметры для организации учебного процесса в разноуровневом классе и служат ориентиром для преподавания и оценки в первые шесть-восемь недель учебного года. Каждая широкая учебная цель включает в себя ряд специфических ожидаемых результатов для учеников с разным уровнем развития и способностей. Учитель пытается интегрировать эти ожидаемые результаты в изучение различных предметных областей и на их основе составляет краткосрочные планы работы. Кроме того, эти широкие учебные цели играют ведущую роль в планировании только на первых этапах, пока учитель собирает данные об учениках, решает организационные моменты и подбирает методики. Далее все указанные ими ожидаемые результаты достигаются в процессе традиционного интенсивного обучения с помощью таких методик как моделирование целевых навыков, «мышление вслух», отзыв на работу товарища, групповая дискуссия.
Начинаем планировать: определение целей
- Улучшать качество личного отклика на текст.
- Совершенствовать навыки генерирования, конкретизации и выражения идей, а также навыки структурирования текста.
- Развивать навыки организации, фиксирования и оценки информации.
- Улучшать навыки постановки вопросов и решения проблем в процессе научного поиска.
- Расширять набор стратегий и подсказок, которые учащиеся используют в процессе работы с текстом:
- Стратегии понимания прочитанного;
- Поиск и понимание подсказок в тексте;
- Фонетический и структурный анализ.
- Совершенствовать навыки научного поиска, в том числе умение задавать вопросы, предлагать идеи, составлять план проведения эксперимента, а также собирать, обрабатывать и интерпретировать данные.
- Развивать навыки приобретения знаний, обработки и передачи информации, решения проблем и принятия решений.
- Улучшать навыки генерирования идей в процессе подготовки к написанию письменных работ с помощью различных методик, в том числе «мозгового штурма», группового и общего обсуждения, написание письменных работ с целью исследования определенной темы и рассказы историй из собственного опыта.
- Формировать специальные методики для описания окружающего мира и для решения проблем.
Каждая из этих общих целей сочетает в себе целый набор определенных навыков, которые можно непосредственно интегрировать в изучение предметов и моделировать их применение для учащихся.
В начале года педагог сосредоточивает внимание на общих результатах, и на их основе организует обучение для всех детей. На этом этапе рекомендуется применять фронтальные формы работы, когда весь класс требует подробных объяснений, практики и моделирования навыков. Кроме того, в этот период дети довольно часто могут наблюдать за тем, как эти навыки применяют (моделируют) их товарищи в процессе обмена информацией, мнениями и идеями. В следующем разделе мы подробно рассмотрим широкие учебные результаты, которые подходят для учащихся с разным уровнем способностей в начальной и младшей школе. Их можно интегрировать в учебный процесс в течение первых месяцев, пока учителя выясняют сильные и слабые стороны своих воспитанников и решают, каким образом построить его до конца года.
Концептуальная система понятий и требований как отправной пункт для преподавания: широкие учебные результаты
В первые шесть-восемь недель обучение строится главным образом на основе широких учебных результатов. В это время оно направлено на формирование навыков постановки вопросов, категоризацию информации, орфографию, решение проблем, совместную работу в группе и предоставление собственного отклика на текст. Разумеется, начинается оно с подробных объяснений и практики, когда педагог моделирует эти навыки для детей, помогает понять способы их применения в процессе устного обсуждения и создает условия для их отработки. Ниже предложен ряд примеров из повседневной практики. Описанные виды деятельности призваны способствовать достижению определенных широких учебных результатов, которые пронизывают всю школьную программу (курикулум) и пригодны для всех дисциплин. Эти широкие результаты превращаются в долгосрочную цель, которая реализуется в течение целого учебного года, и является важной составляющей программ от подготовительного до 11 класса. В приведенных примерах мы рассмотрим несколько широких результатов, которые могут стать подходящим началом для работы со всеми детьми.
Вопросы и ответы
Умение задавать эффективные вопросы помогает ученикам глубже понимать вопросы и лучше решать проблемы в повседневной жизни. Для его выработки детям прежде всего необходимо знать уровни и типы вопросов, с которыми они могут столкнуться в тексте. Все ученики умеют задавать эффективные вопросы к тексту, кто лучше, а кто хуже. Поэтому можно утверждать, что каждый из них находится в определенном месте общего континуума сформированности этого навыка. Каждый ребенок способен формулировать такие вопросы, когда работает с литературой под руководством учителя или с разной степенью самостоятельности. Соответственно, чем сложнее текст, тем сложнее уровень вопросов будут осваивать ученики.
Связь между вопросом и ответом
Обычно, ответ на «мгновенный» вопрос содержится в одном-единственном предложении. Вопросы типа «подумать и найти», наоборот, побуждают к размышлениям и поиску информации. Для ответа на них следует внимательно проанализировать несколько частей текста. При работе с вопросами для самостоятельного обдумывания читатель опирается на свои общие знания и опыт, а на вопросы соотнесение собственной информации и информации автора – отвечать, ссылаясь на текст и на свои знания.
Чтобы помочь ученикам различать конкретные фактические вопросы и вопросы, которые требуют комплексного мышления, полезно разграничить их на «суженные» и «расширенные». «Суженные» вопросы ориентированы на поиск фактической информации («мгновенные» вопросы) или же требуют простого ответа, например, «да» или «нет». И наоборот, «расширенные» вопросы являются открытыми и требуют более рефлексивного и продуманного ответа. Ученикам задают «расширенные» и «суженные» вопросы во время чтения художественного произведения, информационного материала, газеты и др.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)