7.1. Какие задачи должен решать учитель в инклюзивном классе
1) на каждом уроке дети должны привлекаться к содержательным видам деятельности; 2) обучение и преподавание по своему характеру должно быть положительным; 3) в процессе учебной деятельности учащиеся должны постоянно переживать ситуацию успеха; 4) учащиеся должны все больше регулировать собственную учебную деятельность и быть способными приобретать новые знания, умения и навыки, заполняя пробелы между имеющимися знаниями и поставленными учебными целями; 5) учащимся необходимо предоставлять наглядные и понятные примеры и рекомендации; 6) следует создавать условия для получения учащимися разнообразного опыта, который усиливает учебную деятельность, обеспечивает возможности для практики, побуждать к активному познанию и предоставлять больше времени для ответа; 7) учебная деятельность имеет непрерывный и динамичный характер, происходит на разных уровнях и в разном темпе, а потому для нее необходимо создавать гибкие условия; 8) процессы обучения и мышления подвергаются модификации; 9), кроме академической составляющей в обучении также следует обеспечивать социальный контекст; 10) обучение – это процесс интерпретации и конструирования новых знаний; 11) учитель должен устанавливать цели и задачи, определять ожидаемые результаты и создавать условия для самостоятельного регулирования учениками собственной учебной деятельности.
На планирование и реализацию учебного процесса влияют социокультурные обстоятельства (например, большая часть учеников, для которых язык обучения не является родным); место расположения учебного заведения (например, город или деревня); положения и стандарты в плоскости инклюзивного образования и обеспечения специальных образовательных услуг; нормативные положения и методические рекомендации по планированию и осуществлению учебного процесса, учебники и другие учебно-методические материалы; возможность привлекать специалистов со специальным образованием и доступность соответствующих услуг; а также физическая среда в классе и школе. Учитель планирует модули и отдельные уроки, подбирает методы, устанавливает объем нагрузки, подбирает методики оценки, осуществляет управление ученическим коллективом и способствует академическому и социальному развитию учащихся.
Комплексная структура процесса преподавания
Опираясь на теорию ученого о подходах учащихся к обучению, высказывается мнение, что учителя в своей практике могут использовать параллельные подходы к преподаванию с присущими каждому из них мотивами и стратегиями. Отсюда было выдвинуто предположение о существовании трех базовых подходов (поверхностного, ориентированного на достижение и глубинного), согласно которым педагоги планируют и реализуют учебный процесс.
Подходы к преподаванию: мотивы и стратегии
В поверхностном подходе цель преподавания состоит в передаче знаний, причем упор делается на количественном увеличении знаний по определенному предмету. Соответственно, в рамках этого подхода учитель применяет такие стратегии как выбор учебного содержания, который должны усвоить дети; разъяснения базовых понятий и навыков и представления информации таким образом, чтобы в процессе интенсивной практики и механического заучивания учащиеся научились ее воспроизводить.
В основе подхода, ориентированного на достижение, лежит мотивация высоких показателей обучения. Он предусматривает организацию работы учащихся с материалом до полного усвоения и воплощения предварительно определенных академических и социальных стандартов. Для этого подхода характерны стратегии: представление хорошо организованного материала, помощь ученикам в планировании собственной учебной деятельности, обучение специальным приемам деятельности, которые можно корректировать путем интенсивной практики.
Глубинный подход отличается внутренней мотивацией, направленный на организацию конструирования знаний, развития критического мышления. Педагогические стратегии призваны способствовать формированию у учащихся максимального понимания явлений и понятий, развитие навыков самостоятельного и совместного принятия решений и решения проблем.
Резюме
По нашему мнению, планирование и реализация учебного процесса зависят от общего и профессионального опыта учителя; от ситуации, в которой он осуществляет свою деятельность; от того, в чем он видит смысл своей работы; а также от академических и социальных потребностей учащихся.
Результаты научной и практической работы убедительно доказывают, что учителю необходимо применять различные подходы к организации обучения в инклюзивном классе. Поэтому мы рекомендуем одновременно и поочередно применять подходы и стратегии разного типа: передавать знания; формировать знания и базовые навыки по предметам; побуждать детей к полному их усвоения; создавать условия для получения значимых знаний, умений и навыков; развивать навыки критического мышления; использовать объяснения и подсказки и впоследствии уменьшать их, помогая учащимся самим выйти на более высокий уровень понимания понятий; обеспечивать поддержку детям с различными учебными потребностями; и пытаться охватить учебной программой всех учащихся, то есть давать каждому из них возможность освоить одно и то же содержание предметов на своем уровне.
ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ: ОТПРАВНАЯ ТОЧКА
В начале планирования важно как можно больше узнать о составе ученического коллектива. Среди ваших учеников могут быть дети, которые недостаточно владеют языком обучения и требуют соответствующей помощи, имеют задержку развития, проблемы с регулированием внимания и активности, трудности в обработке информации, или дети с поведенческими проблемами. Обычно в таком классе также учатся дети со средним уровнем академической успеваемости и социального развития и ученики, которые значительно опережают остальных в изучении языка и математики и проявляют особые таланты в различных областях. Поэтому, приступая к планированию и реализации учебного процесса, учитель должен ответить на несколько вопросов.
Например: с чего начать; какой материал предложить ученикам на уроке; как преподавать его, что должны делать ученики; как построить урок для разнообразного ученического коллектива; а также как оценить правильность и эффективность своей практики. Давайте рассмотрим каждый из этих вопросов и выясним, как ответить на них в практической деятельности.
С чего начать?
Перед началом планирования учитель должен:
детально проанализировать свой подход к преподаванию и составить срез ученических потребностей. Продумать, как привлекать детей к учебной деятельности на каждом уроке; создавать условия для получения успешного учебного опыта; побуждать детей осознавать собственную роль в обучении; структурировать и направлять их деятельность; пробуждать интерес к содержанию предмета и предоставлять достаточно времени для ответа, а также уделять внимание не только академической, но и социальному развитию воспитанников.
Для изучения общих ученических потребностей, на подготовительном этапе рекомендуется ознакомиться с данными об учениках, побеседовать с их родителями и педагогами, которые обучали этих детей раньше... Учителю необходимо подобрать методы и формы работы с учетом индивидуальных потребностей учащихся. Таким образом:
- детям с ограниченными возможностями обучения необходимо помочь осознавать, выделять и интерпретировать (воспринимать) информацию; организовывать и запоминать ее, развивать устную речь, навыки распознавания слов, понимание прочитанного и навыки письменной речи;
- для детей с задержкой развития следует создавать ряд последовательных учебных опытов с постепенным ростом их сложности по мере формирования у детей необходимых навыков. При этом их учебной деятельностью нужно управлять, в том числе с помощью физического воздействия, вербальных и наглядных подсказок. Кроме того, для таких учеников нужно обеспечивать систематические, функциональные учебные опыты, которые также способствуют расширению кругозора;
- детям с проблемами внимания и поведения необходимо помогать развивать навыки самоконтроля; контролировать уровень своей концентрации и внимания; обучать их приемам организации своей деятельности и управления временем; формировать приемы контроля и поведения, чтобы уменьшить количество случаев отреагирования (психоаналитический термин, обозначающий внешнее выражение подсознательных психологических процессов), тревожности, социальной самоизоляции или депрессии;
- помощь детям с трудностями общения заключается в обучении выражать свои мысли, применении форм работы, которые побуждают детей к разговору друг другом;
- для учащихся, владеющих навыками чтения и письма на среднем уровне или опережающих своих сверстников, полезно применять методы проблемно-ориентированного обучения, поощрять к большей самостоятельности, создавать условия для развития критического и творческого мышления.
Кроме того, учителю необходимо систематически работать над формированием социальных навыков всех детей и сочетать с академическим обучением.
Что и как преподавать?
Составляющие содержания обучения определяются на основе образовательных стандартов с последующей адаптацией его требований в соответствии с ученическими потребностями. Установленные на уровне курикулума цели и задачи для каждого года обучения и индивидуальных предметных направлений позволяют определить содержание уроков и методику их проведения. Рассмотрим процесс планирования. Обычно он охватывает четыре уровня:
- концептуальная система понятий и требований для того или иного предмета, которые при переносе на практику обучения трансформируются в широкие учебные цели, пригодные для всех учеников инклюзивного класса;
- определения стартовых уровней успеваемости;
- установление ожидаемых результатов обучения;
- и планирование уроков по методу дифференцированного обучения, дающее возможность учитывать различные ученические потребности и способности индивидуальных членов ученического коллектива.
На этапе планирования учитель, по сути, определяет «как» и «когда» изучать те или иные составляющие содержания. Ожидаемые результаты обучения устанавливаются на весь год в соответствии с образовательным стандартом, которым должны овладеть дети.
Дифференциация обучения – это, прежде всего, возможность для учащихся получать значимый учебный опыт, на практике отработать приемы учебной деятельности и демонстрировать приобретенные знания, умения и навыки с помощью различных средств. Этот подход имеет солидную теоретическую основу и предусматривает организацию обучения вокруг ключевых понятий. Он также предусматривает гибкое объединение учащихся в группы, в том числе использование фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Как учить? По нашему мнению, в обучении детей с особыми потребностями и без них, эффективны три подхода:
- традиционное интенсивное обучение;
- выработка когнитивных стратегий или «обучение учиться»;
- кооперативное обучение.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)